• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 2003 года Дело N А05-28/03-2/11


[Суд удовлетворил иск о признании недействительным решения налоговой инспекции, поскольку у налоговой инспекции не было оснований для начисления единого социального налога и привлечения ТСЖ к ответственности за его неуплату]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Абакумовой И.Д., судей: Дмитриева В.В., Зубаревой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.01.2003 по делу N А05-28/03-2/11 (судья Шадрина Е.Н.), установил:

Товарищество собственников жилья "Дзержинского, 27" (далее - ТСЖ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными решения налоговой инспекции от 16.12.2002 N 04-18/11-10463 и требования об уплате налога от 16.12.2002 N 04-18/15203.

Решением суда от 28.01.2003 заявление удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку расчетов истца по авансовым платежам по единому социальному налогу за первое полугодие и 9 месяцев 2002 года, о чем составила акт от 10.11.2002 N 04-18/5056.

Из акта проверки следует, что истец неправомерно, по мнению налоговой инспекции, применил льготу по данному налогу, предусмотренную подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ, в результате чего занизил налоговую базу на сумму выплат, произведенных за оказанные работы (услуги) за счет членских взносов, и не уплатил 9794,23 руб. налога за первое полугодие 2002 года и 13634,48 руб. - за 9 месяцев 2002 года.

Рассмотрев материалы проверки, налоговая инспекция вынесла решение от 16.12.2002 N 04-18/11-10463 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 4685,73 руб. штрафа за неуплату налога. Этим же решением истцу предложено уплатить сумму доначисленного налога.

На основании вынесенного решения налоговая инспекция направила ТСЖ требование об уплате налога от 16.12.2002 N 04-18/15203.

Полагая, что ТСЖ имеет право на льготу по единому социальному налогу, истец обжаловал решение налоговой инспекции и требование об уплате налога в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявление ТСЖ, суд указал, что вывод налогового органа об отсутствии оснований для применения льготы не обоснован.

По мнению кассационной инстанции, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ТСЖ с учетом следующих нормативных положений.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.

Как правильно указал суд первой инстанции, для предоставления этой льготы необходимо, чтобы выплаты производились за счет членских взносов членов кооперативов (товариществ), а право на льготу имеют и кооперативы, и товарищества. Определяющим условием для предоставления права на льготное налогообложение является деятельность, которая должна быть связана с удовлетворением потребностей членов некоммерческих объединений - садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов.

Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Действующим законодательством предусмотрены различные организационно-правовые формы некоммерческих организаций.

Согласно нормам Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и Федерального закона "О товариществах собственников жилья" товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, созданная домовладельцами в целях совместного управления единым комплексом недвижимого имущества кондоминиума и обеспечения его эксплуатации, а также в целях владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом кондоминиума.

Домовладельцы в целях согласования порядка реализации своих прав на владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом кондоминиума, а также в целях осуществления деятельности по содержанию, сохранению и приращению недвижимого имущества кондоминиума, распределения между домовладельцами обязанностей по возмещению расходов на осуществление соответствующей деятельности, обеспечения соответствия состояния общего имущества кондоминиума санитарным и техническим требованиям могут образовать товарищество собственников жилья.

Суд первой инстанции правильно указал, что товарищество собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы отвечают единым целям и имеют общие признаки.

Судом установлено, что ТСЖ в 2002 году производило выплаты только за счет членских взносов домовладельцев. Письмом от 28.10.2002 N 05-4-07/499-АК780 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам разъяснило ТСЖ, что действие подпункта 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ распространяется и на товарищества собственников жилья.

При указанных обстоятельствах у налоговой инспекции не было оснований для начисления единого социального налога и привлечения ТСЖ к ответственности за его неуплату.

Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.01.2003 по делу N А05-28/03-2/11 оставить без изменений, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.

     Председательствующий
И.Д.Абакумова

Судьи:
Н.А.Зубарева
В.В.Дмитриев

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А05-28/03-2/11
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 28 апреля 2003

Поиск в тексте