• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2003 года Дело N А26-6612/02-26


[Суд оставил без удовлетворения иск отделения Фонда социального страхования о взыскании штрафа за непредставление в срок расчетной ведомости по средствам фонда, так как отделение ФСС не доказало наличие в обществе лиц, подлежащих государственному социальному страхованию]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Корпусовой О.А., судей: Почечуева И.П. и Хохлова Д.В., при участии в судебном заседании представителя государственного учреждения регионального отделения по Республике Карелия Фонда социального страхования Российской Федерации - Богдановой А.В. (доверенность от 21.01.2003 N 61-61/1/1242), рассмотрев 06.05.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения регионального отделения по Республике Карелия Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 04.12.2002 (судья Шатина Г.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 28.01.2003 (судьи: Переплеснина О.Б., Морозова Н.А., Романова О.Я.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-6612/02-26, установил:

Государственное учреждение региональное отделение по Республике Карелия Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение ФСС) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Общество борьбы с неплатежами" (далее - Общество) о взыскании в соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" 1000 руб. штрафа за непредставление в установленный срок расчетной ведомости по средствам фонда за первый квартал 2002 года.

Решением от 04.12.2002 в удовлетворении иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.01.2003 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе отделение ФСС просит отменить решение и постановление суда, ссылаясь на неправильное применение судом положений статей 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьи 3 Закона Российской Федерации "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.98 N 125-ФЗ. Податель кассационной жалобы считает, что страхователь - юридическое лицо обязан представлять расчетную ведомость установленной формы независимо от наличия или отсутствия застрахованных лиц.

В судебном заседании представитель отделения ФСС поддержал доводы кассационной жалобы.

Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Карелия 03.12.99 (лист дела 12). Общество получило страховое свидетельство Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.04.2000 N 0141254 (лист дела 11), которым подтверждается его регистрация в качестве страхователя в отделении ФСС.

Общество не представило в отделение ФСС расчетную ведомость по средствам социального страхования за первый квартал 2002 года.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.98 N 125-ФЗ страхователь обязан вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечить сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять. страховщику отчетность по установленной страховщиком форме. Пунктом 13 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, установлена обязанность страхователей ежеквартально составлять отчетность по средствам на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме, утверждаемой страховщиком, и представлять ее страховщику в установленный им срок. Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 06.12.2001 N 122 утверждена форма расчетной ведомости по средствам Фонда, которая составляется страхователями и представляется ежеквартально нарастающим итогом до 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Актом от 09.07.2002 N 58/014 установлено нарушение Обществом срока представления расчетной ведомости за первый квартал 2002 года.

Кассационная коллегия обращает особое внимание на приведенную выше формулировку статьи 17 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ и считает, что согласно этой норме законодатель связывает обязанность страхователя представлять отчетность с начислением страхователем страховых взносов и осуществлением страховых выплат.

Кассационная коллегия считает правильными выводы суда апелляционной инстанции относительно того, что отделение ФСС не доказало наличие в Обществе лиц, подлежащих государственному социальному страхованию.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.98 N 125-ФЗ "страхователь - юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5" данного Федерального закона. Названный пункт 1 статьи 5 определяет перечень лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию: "физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем", "физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы".

Из приведенных норм следует, что возникновение обязанности направлять страховщику сведения по средствам социального страхования законодатель связывает с моментом установления страхователем трудовых или гражданско-правовых правоотношений с работником.

В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие наличие в Обществе лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно указал в постановлении, что отделение ФСС не выяснило фактические обстоятельства дела, являющиеся основанием для привлечения Общества к ответственности, а также не представило доказательств наличия у ответчика в отчетном периоде обязанности по уплате страховых взносов.

Ответственность в виде взыскания штрафа за нарушение срока представления отчетности (сведений) установлена статьей 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год".

В соответствии со статьей 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Кодексом. При этом "должностные лица органов государственных внебюджетных фондов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 Кодекса".

Суд первой и апелляционной инстанций правомерно указал на нарушение отделением ФСС порядка привлечения к ответственности, установленного статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Обществу не был надлежащим образом вручен акт проверки и ответчик не был извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Отделение ФСС в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации обладает полномочиями налоговых органов и несет обязанности в соответствии со статьей 32 Кодекса. Согласно статье 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" взыскание штрафов осуществляется исполнительными органами Фонда в порядке, установленном частью первой Кодекса для применения мер ответственности за налоговые правонарушения.

Как следует из пункта 1 статьи 10 и пункта 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям, предусмотренным главой 16 Кодекса, и в порядке, установленном главами 14 и 15 Кодекса, а налоговый орган обязан соблюдать этот порядок при осуществлении производства по делу о налоговом правонарушении.

Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности, который отделение ФСС обязано соблюдать при выявлении им правонарушения в ходе осуществления налогового контроля в любой предусмотренной статьей 82 Кодекса форме. Вместе с тем согласно подпунктам 7 и 9 пункта 1 статьи 21 и подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган (в данном случае - отделение ФСС) обязан направить налогоплательщику (Обществу) копию акта проверки, а последний вправе представить пояснения либо возражения по акту проведенной проверки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган (отделение ФСС) извещает налогоплательщика (Общество) заблаговременно, причем независимо от представления или непредставления налогоплательщиком (Обществом) возражений по акту проверки. Только если, несмотря на извещение, налогоплательщик не явился, материалы проверки, включая представленные им возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

Согласно пункту 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые установлены названным Кодексом.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 04.12.2002 и постановление апелляционной инстанции от 28.01.2003 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-6612/02-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

     Председательствующий
О.А.Корпусова

Судьи:
И.П.Почечуев
Д.В.Хохлов

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А26-6612/02-26
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 13 мая 2003

Поиск в тексте