ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 2003 года Дело N А56-37408/02


[Суд признал незаконным решение ИМНС о привлечении общества к административной ответственности, так как состав правонарушения, предусмотренный пунктом 3 статьи 15.25 КоАП, в действиях общества отсутствует]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Корпусовой О.А., судей: Почечуева И.П. и Хохлова Д.В., при участии в судебном заседании представителей: закрытого акционерного общества "Интро-Пелла" - Ниноян Л.Г. (доверенность от 26.02.2003), Орлова Р.А. (доверенность от 10.09.2002 N 10), Рейдеман А.Д. (доверенность от 09.06.2003 N 42), Межрайонной инспекции N 2 по Ленинградской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - Демидовой Е.И. (доверенность от 15.01.2003 N 14-08/479), рассмотрев 24.06.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции N 2 по Ленинградской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2003 по делу N А56-37408/02, установил:

Закрытое акционерное общество "Интро-Пелла" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления решения Межрайонной инспекции N 2 по Ленинградской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) от 21.08.2002 N 10-07/11565 о привлечении Общества к административной ответственности.

Решением от 12.03.2003 требования Общества удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение Обществом требований пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 (далее - Указ N 629). Налоговая инспекция также считает неправомерным вывод суда об отсутствии у налоговых органов полномочий на составление протоколов об административных правонарушениях и вынесения решений о привлечении к административной ответственности за нарушение валютного законодательства.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества отклонил их, считая решение суда, принятое по настоящему делу, законным и обоснованным.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, Общество заключило с фирмой "Damen Shipyards" (Нидерланды) контракт N ASD 2509/8805-8806-8807-8808 на изготовление и поставку четырех корпусов буксиров. Общество нарушило сроки поставки товара, предусмотренные условиями названного контракта. За просрочку поставки первого и второго буксиров Обществу начислен штраф в размере 16059,67 нидерландских гульденов (протокол согласования штрафных санкций от 28.11.2000), за просрочку поставки третьего буксира штраф составляет 43338,95 нидерландских гульденов (акт окончательных финансовых расчетов от 16.07.2001). При окончательных расчетах за поставленные буксиры иностранный партнер заявителя удержал штрафные санкции из средств, причитающихся Обществу.

Налоговая инспекция составила протокол о нарушении валютного законодательства от 09.08.2002 и приняла постановление по делу о нарушении валютного законодательства от 21.08.2002 N 10-07/11565. В данном постановлении налоговый орган указал, что Общество нарушило положения пункта 8 Указа N 629 и пункта 2.1 Инструкции от 13.10.99 Центрального банка Российской Федерации N 86-И и Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров". Заявителю вменяется нарушение порядка зачисления (не зачисление) валютной выручки от экспорта товаров. Общество привлечено к ответственности в виде взыскания штрафа в размере не зачисленной выручки в иностранной валюте - 59398,62 нидерландских гульденов или рублевого эквивалента суммы штрафа.

Постановление налоговой инспекции от 21.08.2002 N 10-07/11565 является незаконным по следующим основаниям.

Налоговый орган в этом постановлении указал на нарушение Обществом положений пункта 8 Указа N 629 и пункта 2.1 Инструкции от 13.10.99 Центрального банка Российской Федерации N 86-И и Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров", которые регулируют порядок зачисления валютной выручки от экспорта товаров. Однако в постановлении отсутствует указание на норму закона, в соответствии с которой Общество привлечено к ответственности и которая бы предусматривала состав правонарушения, допущенный Обществом. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для признания постановления налогового органа незаконным.

С 01.07.2002 введен в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). Пункт 3 статьи 15.25 названного Кодекса предусматривает ответственность за нарушение порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности в виде взыскания административного штрафа в размере стоимости работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметом административного правонарушения.

Вторым абзацем пункта 8 Указа N 629 предусматривалась ответственность за нарушение порядка зачисления валютной выручки в виде взыскания штрафа в размере сокрытой выручки.

То есть нормы пункта 3 статьи 15.25 КоАП и второго абзаца пункта 8 Указа N 625 предусматривают разные составы административных правонарушений.

Указом Президента Российской Федерации от 08.04.2003 N 410 норма второго абзаца пункта 8 Указа N 629 изменена и изложена в следующей редакции: нарушение порядка зачисления валютной выручки предприятиями-резидентами влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в пункте 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.04.2003 N 410 указано, что данный Указ принят в связи с вступлением в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вступает в силу с 01.07.2002.

Кассационная инстанция считает, что с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 08.04.2003 N 410 в данном случае следует руководствоваться пунктом 2 статьи 1.7 КоАП, согласно которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положения лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

По рассматриваемому делу постановление налоговой инспекцией вынесено 21.08.2002, то есть после вступления в силу КоАП, поэтому Общество не могло быть привлечено к ответственности, предусмотренной вторым абзацем пункта 8 Указа N 629.

Состав правонарушения, предусмотренный пунктом 3 статьи 15.25 КоАП, в действиях заявителя отсутствует, поскольку Обществом экспортировались товары, а названная норма предусматривает ответственность за нарушения, допущенные при экспорте работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности.

Таким образом, постановление налоговой инспекции является незаконным и подлежит отмене.

Вместе с тем кассационная инстанция считает необходимым указать на ошибочность выводов суда первой инстанции относительно полномочий налоговых органов.

Право налоговых органов привлекать к административной ответственности в виде взыскания штрафа за незачисление сокрытой валютной выручки прямо предусматривалось пунктом 8 Указа N 629.

С вступлением в силу КоАП налоговые органы сохранили свое право на привлечение к административной деятельности за валютные правонарушения.

Пунктом 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. В пункте 2 этой статьи приведен перечень органов валютного контроля: Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", который введен в действие Федеральным законом от 08.07.99 N 151-ФЗ, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Таким образом, названным законодательным актом Министерству Российской Федерации по налогам и сборам предоставлены права органа валютного контроля. Это отражено в Положении о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 783 (пункт 1, подпункт 3 пункта 6 и подпункт 17 пункта 8 Положения). Кроме того, согласно данному Положению Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 N 3615-1 установлено, что агентами валютного контроля, имеющими право осуществлять контроль за совершением валютных операций, являются организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов.

На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что налоговая инспекция, будучи территориальным подразделением органа исполнительной власти, наделенным полномочиями по осуществлению валютного контроля, является агентом валютного контроля, то есть имела право проводить проверку соблюдения Обществом валютного законодательства.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 23.60 КоАП, который вступил в силу с 01.07.2002, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1.7 КоАП производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Поэтому налоговая инспекция (после вступления в силу новой редакции КоАП с 01.07.2002) имела юридическое право 09.08.2002 составить протокол об административном правонарушении, а 21.08.2002 вынести постановление о привлечении Общества к административной ответственности за нарушение валютного законодательства, предусмотренное статьей 15.25 КоАП.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2003 по делу N А56-37408/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции N 2 по Ленинградской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.

     Председательствующий
О.А.Корпусова

Судьи:
И.П.Почечуев
Д.В.Хохлов

Текст документа сверен по:

рассылка