ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 апреля 2000 года Дело N А29-6048/99-а


[Суд, оценив материалы дела, установил, что в спорный период истец допустил нарушения налогового законодательства, в связи с чем иск о признании недействительным решения Пенсионного фонда не был удовлетворен правомерно]

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Евтеевой М. Ю., судей: Бердникова О. Е., Чигракова А. И., без участия сторон рассмотрев кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Усть-Куломскому району Республики Коми на решение от 02.12.99 и постановление от 28.01.2000 по делу N А29-6048/99-а Арбитражного суда Республики Коми судьи: Борлакова Р. А., Баублис С. Л., Полицинский В. Н., Протащук В. Г., установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Усть-Куломскому району Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к государственному унитарному предприятию "Усть-Куломская ПМК" о взыскании 141 852 рублей задолженности по страховым взносам и 121 792 рублей пеней (всего - 263 644 рублей) с обращением взыскания на имущество должника.

Решением от 02.12.99 требования истца удовлетворены в части взыскания 141 852 рублей недоимки по страховым взносам и 100 502 рублей пеней, всего на 242 354 рубля. В отношении взыскания 21 290 рублей пеней в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.01.2000 указанное решение оставлено без изменения.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Усть-Куломскому району Республики Коми не согласилось с принятыми судебными актами в части отказа во взыскании 21 290 рублей пеней и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации на внебюджетные фонды не распространяются порядок и условия взимания сборов, определенные в части первой Налогового кодекса Российской Федерации .Поскольку права и обязанности участников налоговых отношений, предусмотренные частью первой Налогового кодекса Российской Федерации , применяются только в отношении установленной системы налогов и сборов, а страховые взносы во внебюджетные фонды не входят в перечень налогов и сборов, обозначенных в статьях 19-21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", суду первой инстанции следовало руководствоваться специальными нормативными актами пенсионного законодательства , которые не предусматривают возможность ограничения размера пеней суммой недоимки. Кроме этого, заявитель обращает внимание и на неправильное применение судом пункта 8 Федерального закона от 09.07.99 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон Российской Федерации "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Государственное унитарное предприятие "Усть-Куломская ПМК" возражений на кассационную жалобу не представило.

Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, поэтому спор рассмотрен без их участия.

Правильность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из представленных в дело документов, за период с 01.04.97 по 30.06.99 задолженность государственного унитарного предприятия "Усть-Куломская ПМК" по уплате страховых взносов составила 141 852 рубля, которая из-за отсутствия денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации не поступила. Отозвав из Усть-Куломского отделения N 4105 Сбербанка России инкассовые распоряжения на бесспорное списание суммы неуплаченных взносов и пеней, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Усть-Куломскому району обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании 141 852 рублей недоимки и 121 792 рублей пеней, начисленных за просрочку их уплаты в период с 01.04.97 по 30.06.99, с обращением взыскания на имущество должника.

Суд первой инстанции удовлетворил требования истца в части взыскания 141 852 рублей недоимки по страховым взносам и 100 502 рублей пеней. В отношении взыскания 21 290 рублей пеней в иске отказал, ссылаясь на Федеральный закон от 09.07.99 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 54 Конституции Российской Федерации, сделав вывод о том, что пени, начисленные по состоянию на 01.01.99, а также с 01.01.99 по 18.08.99, взыскиваются в размере не более суммы неуплаченного сбора.

Кассационная инстанция считает, что решение суда соответствует нормам материального права, в связи с чем отмене не подлежит.

Поскольку государственное унитарное предприятие "Усть-Куломская ПМК" в период с 01.04.97 по 30.06.99 не уплачивало страховые взносы, что подтверждается двухсторонним актом сверки задолженности, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Усть-Куломскому району, руководствуясь пунктами 4 и 6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1, правомерно начислило ему 141 852 рубля недоимки, а также пени.

Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации с 18.08.99 действует в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ. Согласно статье 9 Кодекса органы государственных внебюджетных фондов введены в состав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, их полномочия приведены в статье 34_1 Кодекса.

Из указанного следует, что в силу статьи 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ " О введении в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации" специальные законодательные акты по внебюджетным фондам продолжают действовать в отношении установления объектов налогообложения, порядка исчисления сборов и сроков уплаты. В остальной части их положения применяются только в тех случаях, если они не противоречат части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Наделив органы государственных внебюджетных фондов полномочиями налоговых органов, законодатель в статье 8 Федерального закона от 09.07.99 N155-ФЗ " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установил, что суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.99 года, но не уплаченные налогоплательщиком ( плательщиком сборов) к моменту введения в действие части первой Кодекса, взыскиваются с налогоплательщиков (плательщиков сборов ) в размерах, начисленных на 01.01.99 года, но не более неуплаченной суммы налога (сбора). Указанное ограничение действует в период с 01.01.99 до вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из чего следует, что пени, начисленные по состоянию на 01.01.99, а также с 01.01.99 до 18.08.99, взыскиваются в размере, не превышающем сумму недоимки. Установленное ограничение касается периода начисления пеней , а не даты вынесения судом решения по существу спора.

Доводы заявителя о том, что страховые взносы в государственные внебюджетные фонды не входят в перечень налогов и сборов, установленный статьями 19-21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" , не влияют на существо спора, ибо в упомянутых статьях речь идет о сборах, взимаемых государственными налоговыми инспекциями. С введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации обязанность плательщиков по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды не отменена.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции об ограничении размера пени суммой недоимки по страховым взносам являются правильными.

Вопрос о распределении расходов по кассационной жалобе не рассматривается в связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".

Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение от 02.12.99 и постановление от 28.01.2000 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-6048/99-а оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Усть-Куломскому району - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

     Председательствующий
М.Ю.Евтеева

 Судьи
О.Е.Бердников
 А.И.Чиграков

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка