ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 апреля 2000 года Дело N А29-5562/99


[Суд, оценив материалы дела, установил, что в спорный период истец допустил нарушения налогового законодательства, в связи с чем иск о признании недействительным решения Пенсионного фонда не был удовлетворен правомерно]

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Евтеевой М. Ю., судей: Бердникова О. Е., Чигракова А. И., без участия сторон рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ярегское строительно-монтажное и наладочное управление" на решение от 23.11.99 и постановление от 21.01.2000 по делу N А29-5562/99 Арбитражного суда Республики Коми судьи: Борлакова Р. А., Баублис С. Л., Полицинский В. Н., Протащук В. Г., установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ухте обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ярегское строительно-монтажное и наладочное управление" о взыскании 719 332 рублей задолженности по страховым взносам и 2 204 744 рублей пеней ( всего - 2 924 076 рублей ) с обращением взыскания на имущество должника.

Решением от 23.11.99 требования истца удовлетворены в части взыскания 719 332 рублей недоимки по страховым взносам и 719 332 рублей пеней , всего на 1 438 664 рубля. В отношении взыскания 1 485 412 рублей пеней в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 21.01.2000 указанное решение оставлено без изменения.

Общество с ограниченной ответственностью "Ярегское строительно-монтажное и наладочное управление" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель, не указав на нарушение конкретных норм материального права, считает, что суд должен был учесть тот факт, что общество , являясь правопреемником ликвидированного акционерным обществом "Коминефть" структурного подразделения - Ярегского строительно-монтажного и наладочного управления, при приказу от 09.11.95 N 308 и распоряжению от 01.04.96 N 29 приняло на себя дебиторскую задолженность , которая по состоянию на 01.04.96 составила 2 333 706 рублей 21 копейку. Истребовать указанную задолженность невозможно даже через арбитражный суд, начисленная заработная плата фактически не выплачивается, у общества не имеется ни денежных средств, ни имущества для уплаты налогов и сборов.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ухте не согласилось с доводами, изложенными в кассационной жалобе, считает принятые судебные акты законными и обоснованными. В представленном отзыве Управление пояснило, что недоимка по уплате страховых взносов образовалась за период деятельности общества с ограниченной ответственностью "Ярегское строительно-монтажное и наладочное управление" ( с 01.01.96 по 30.06.99 ) , которая не имеет никакого отношения к долгам ликвидированного Ярегского строительно-монтажного и наладочного управления акционерного общества "Коминефть".

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем спор рассмотрен без их участия.

Правильность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из представленных в дело документов, общество с ограниченной ответственностью "Ярегское строительно-монтажное и наладочное управление" зарегистрировано 20.09.95 Администрацией г. Ухты, свидетельство N 185-СК. Учредителем общества является физическое лицо - Радин Вадим Петрович. 20.10.95 общество поставлено на учет в качестве плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

За период с 01.01.96 по 30.06.99 задолженность общества по уплате страховых взносов составила 719 332 рубля, которая из-за отсутствия денежных средств не была перечислена. Отозвав из Коми-регионального банка "Ухтабанк" инкассовые распоряжения на бесспорное списание суммы неуплаченных взносов и пеней, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ухте обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании 719 332 рублей страховых взносов и 2 204 744 рублей пеней, начисленных за просрочку их уплаты по состоянию на 27.07.99, с обращением взыскания на имущество должника.

Суд первой инстанции удовлетворил требования истца в части взыскания 719 332 рублей недоимки по страховым взносам и 719 332 рублей пеней. В отношении взыскания 1 485 412 рублей пеней в иске отказал, ссылаясь на Федеральный закон от 09.07.99 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 54 Конституции Российской Федерации, сделав вывод о том, что пени, начисленные по состоянию на 01.01.99, а также с 01.01.99 по 18.08.99, взыскиваются в размере не более суммы неуплаченного сбора.

Кассационная инстанция считает, что решение суда соответствует нормам материального права, в связи с чем отмене не подлежит.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 4 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1 (в редакции Федерального закона от 05.05.97 N 77-ФЗ) и действовавшего в период возникновения правоотношений сторон, определено, что работодатели обязаны уплачивать страховые взносы один раз в месяц - в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. Работодатели должны представлять в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов одновременно с платежным поручением на выплату заработной платы (пункт 5 Порядка).

Из указанного следует, что обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для общества с ограниченной ответственностью "Ярегское строительно-монтажное и наладочное управление" наступила не с даты фактического получения денежных средств на оплату труда, а со срока, установленного банком для получения названных средств.

В соответствии с пунктом 6 Порядка по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и подлежит взысканию с начислением пеней.

Поскольку общество с ограниченной ответственностью "Ярегское строительно-монтажное и наладочное управление" в период с 01.01.96 по 30.06.99 страховые взносы не уплачивало, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ухте , руководствуясь пунктами 4 и 6 Порядка, правомерно начислило ему 719 332 рубля недоимки и 2 204 744 рубля пеней.

Доводы заявителя о принятии им дебиторской задолженности ликвидированного Ярегского строительно-монтажного и наладочного управления - подразделения акционерного общества "Коминефть", а также об отсутствии денежных средств на выплату заработной платы, не могут служить основанием для освобождения его от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Круг лиц, освобожденных от уплаты страховых взносов, определен в статье 3 Федерального закона от 05.02.97 N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год", статье 1 Федерального закона от 08.01.98 N 9-ФЗ и статье 6 Федерального закона от 04.01.99 N 1-ФЗ. Указанный круг лиц является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В необжалованной части решение суда первой инстанции также является законным.

Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации с 18.08.99 действует в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ. Согласно статье 9 Кодекса органы государственных внебюджетных фондов введены в состав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, их полномочия приведены в статье 34_1 Кодекса.

Из указанного следует, что в силу статьи 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" специальные законодательные акты по внебюджетным фондам продолжают действовать в отношении установления объектов налогообложения, порядка исчисления сборов и сроков их уплаты. В остальной части их положения применяются только в тех случаях, если они не противоречат части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Наделив органы государственных внебюджетных фондов полномочиями налоговых органов, законодатель Федеральным законом от 09.07.99 N 155-ФЗ внес с 18.08.99 изменения и в статью 8 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" , в соответствии с которой суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.99, но не уплаченные налогоплательщиками (плательщиками сборов) к моменту введения в действие части первой Кодекса, взыскиваются с налогоплательщиков (плательщиков сборов) в размерах, начисленных на 01.01.99 года, но не более неуплаченной суммы налога (сбора). Указанное ограничение действует в период с 01.01.99 до вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из чего следует, что пени, начисленные по состоянию на 01.01.99, а также с 01.01.99 по 18.08.99, взыскиваются в размере, не превышающем сумму недоимки. Установленное ограничение касается периода начисления пеней, а не даты вынесения судом решения по существу спора.

В соответствии со статьей 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе подлежат отнесению на заявителя. Учитывая то, что жалоба принята к производству с предоставлением отсрочки уплаты государственной пошлины (определение от 13.03.2000), а также то, что при ее подаче ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины не было заявлено, с общества с ограниченной ответственностью "Ярегское строительно-монтажное и наладочное управление" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 9 396 рублей 66 копеек ( исходя из обжалуемой суммы иска 1 438 664 рублей ).

Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение от 23.11.99 и постановление от 21.01.2000 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-5562/99 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ярегское строительно-монтажное и наладочное управление" - без удовлетворения.

Расходы по жалобе отнести на заявителя.

Взыскать с расчетного счета общества с ограниченной ответственностью "Ярегское строительно-монтажное и наладочное управление" в доход федерального бюджета 9 396 рублей 66 копеек государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Ухте.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

     Председательствующий
М.Ю.Евтеева

 Судьи
О.Е.Бердников
 А.И.Чиграков

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка