• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2003 года Дело N А19-19870/02-18-Ф02-1411/03-С1



[Суд удовлетворил иск о взыскании штрафа по статье 120 Налогового кодекса Российской Федерации, так как Форма N 1-НДФЛ является первичным документом налогового учета и отсутствие факта их ведения является основанием для привлечения налогового агента к ответственности по указанной статье]

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Брюхановой Т.А., судей: Борисова Г.Н., Орлова А.В., при участии представителя Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Иркутской области Михайловой Т.В. (доверенность от 15.01.2003 N 15-03), директора Черемховского лесхоза - Васильева О.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Черемховского лесхоза на постановление апелляционной инстанции от 27 февраля 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-19870/02-18 (суд апелляционной инстанции: Сорока Т.Г., Дягилева И.П., Кулаков Г.Ф.), установил:

Межрайонная Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с Черемховского лесхоза штрафа по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 5 000 рублей.

Решением от 17 декабря 2002 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 27 февраля 2003 года решение отменено, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Черемховский лесхоз обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.

Заявитель кассационной жалобы считает, что пункт 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает привлечение к налоговой ответственности за отсутствие первичных документов бухгалтерского, а не налогового учета.

Кроме того, в названной норме, полагает Черемховский лесхоз, содержатся неустранимые сомнения, противоречия и неясности, которые в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации должны толковаться в пользу налогоплательщика (налогового агента).

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция полагает, что постановление апелляционной инстанции законно и обоснованно и просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Представители сторон поддержали в судебном заседании свои доводы и возражения.

Дело рассматривается в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка Черемховского лесхоза по вопросам правильности исчисления, удержания и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога за период с 01.05.1999 по 31.12.2000 и налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2001 по 16.05.2002.

По результатам проверки составлен акт от 16.05.2002 N 09/33-ю и вынесено решение от 03.06.2002 N 09-82ю о взыскании с Черемховского лесхоза штрафа в сумме 5 000 рублей на основании пункта 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации.

13.06.2002 Черемховскому лесхозу вручено требование N 325 об уплате в добровольном порядке в 10-дневный срок начисленной суммы штрафа.

Суд апелляционной инстанции, при принятии судебного акта, правомерно исходил из того обстоятельства, что Форма N 1-НДФЛ является первичным документом налогового учета и отсутствие факта их ведения является основанием для привлечения налогового агента к ответственности, предусмотренной статьей 120 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Законодатель в рамках названной нормы не конкретизирует понятие "первичные документы", поэтому для уяснения его смысла предлагает обратиться к положениям других нормативных правовых актов, в том числе регулирующих правоотношения в налоговой сфере.

Согласно пункта 1, подпункта 3 пункта 3, пункта 5 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Одной из обязанностей налогового агента является ведение учета выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 1.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" для персонального учета налоговыми агентами доходов налогоплательщиков, подлежащих включению в налоговую базу для исчисления сумм налога на доходы физических лиц, и других сведений установлена Форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц".

В соответствии с утвержденным названным Приказом Порядком заполнения Налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц Форма N 1-НДФЛ издана во исполнение пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации и является первичным документом налогового учета.

Таким образом, обязанность Черемховского лесхоза, как налогового агента, по ведению Формы N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" предусмотрена нормативными правовыми актами и неисполнение названной обязанности является основанием для привлечения правонарушителя к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 120 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции находит постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:

Постановление апелляционной инстанции от 27 февраля 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-19870/02-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
      Т.А.Брюханова
    
  Судьи:
      Г.Н.Борисов
      А.В.Орлов

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А19-19870/02-18-Ф02-1411/03-С1
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 21 мая 2003

Поиск в тексте