ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 августа 2003 года Дело N А13-1776/03-07


[Суд признал недействительным отказ ИМНС зачесть обществу излишне уплаченный земельный налог, указав, что при расчете земельного налога, налоговым законодательством не предусмотрена обязанность общества последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых федеральными законами коэффициентов к ставкам земельного налога, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Ломакина С.А., судей: Корабухиной Л.И., Клириковой Т.В., рассмотрев 18.08.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.04.2003 по делу N А13-1776/03-07 (судья Богатырева В.А.), установил:

Открытое акционерное общество "Вологодская коммерческая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде (далее - инспекция) - отказу зачесть обществу 720757 руб. излишне уплаченного земельного налога (письмо от 07.02.2003 N 17-12/4303), и обязать инспекцию зачесть сумму излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей в городской бюджет (с учетом уточнения обществом требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Заявитель указал на то, что коэффициент, установленный федеральным законом, не является ставкой земельного налога, поэтому его следует применять к ставке налога, предусмотренной решением Совета самоуправления города Вологды, и только в том году, на который установлен соответствующий коэффициент.

Решением суда от 14.04.2003 заявление общества удовлетворено полностью.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебный акт и принять новое решение, указывая на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих порядок установления ставок земельного налога в 2000-2002 годах.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, общество 29.06.2000, 27.06.2001 и 28.06.2002 представило в инспекцию сводные налоговые декларации по земельному налогу за 2000-2002 годы, согласно которым суммы налога составляют соответственно 318695 руб., 318695 руб. и 643723 руб. Названные суммы налога уплачены обществом полностью.

Заявитель 19.11.2002 представил в инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2000-2002 годы, согласно которым сумма налога составляет соответственно 159348 руб., 132790 руб. и 268218 руб., и обратилось в инспекцию с заявлением от 16.01.2003 N 32-12-68/4, в котором просило зачесть обществу 720757 руб. переплаты земельного налога за названные периоды в счет предстоящих платежей в бюджет.

Инспекция письмом от 07.02.2003 N 17-12/4303 сослалась на то, что не истек срок проведения камеральной проверки уточненных деклараций, установленный статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Вологды и Вологодского района направлен запрос относительно ставок земельного налога и зон градостроительной ценности земельных участков, находящихся в пользовании компании.

Общество не согласилось с бездействием инспекции и оспорило его в арбитражный суд.

Судом первой инстанции установлено, что заявитель при исчислении земельного налога за 2000-2002 годы применял ставку налога, определенную решением Совета самоуправления города Вологды от 13.02.97 N 17, увеличенную согласно статье 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" в 2 раза. К исчисленной таким образом ставке применен второй, повышающий ставку земельного налога коэффициент 1,2, введенный статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год". В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставка земельного налога в 2001 году исчисляется также как и в 2000 году. Согласно Федеральному закону от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2. Таким образом, при исчислении земельного налога за 2000-2001 годы применен коэффициент 1,2 к действовавшей в 1999 году ставке земельного налога, рассчитанной с учетом коэффициента 2; в 2002 году применены коэффициенты 1,2 и 2 к действовавшей в 1999 году ставке налога, рассчитанной с учетом коэффициента 2.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно статье 1 Федерального закона от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" до 01.01.99 сохранен размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" от 22.02.99 N 36-ФЗ ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2.

Из статьи 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" следует, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.

Такая же, как и в 2000 году, ставка земельного налога установлена и на 2001 год (статья 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" от 27.12.2000 N 150-ФЗ).

Согласно Федеральному закону от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.

В статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" указано, что земельный налог относится к местным налогам, а согласно статье 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определение ставок земельного налога отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 53 НК РФ налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.

Земельный налог установлен Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".

Согласно статье 8 названного Закона налог на городские поселковые земли устанавливается на основе средних ставок, приведенных в приложении N 2 к Закону. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов.

Решением Совета самоуправления города Вологды от 13.02.97 N 17 "Об утверждении схемы экономического зонирования (оценки) территории города Вологды и расчета базовых ставок земельного налога и арендной платы" утверждены ставки земельного налога в городе Вологде, которые не изменялись и действуют до настоящего времени.

В названных правовых актах отсутствуют нормы, определяющие коэффициент как элемент налоговой ставки или как величину, непосредственно изменяющую саму ставку. Коэффициенты, введенные федеральными законами о федеральных бюджетах на 1999-2000 годы и Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" на 2002 год, не являются пределами, о которых идет речь в пункте 2 статьи 53 НК РФ.

Введение федеральным законом коэффициента, повышающего среднюю ставку земельного налога, не может повлечь повышение дифференцированных ставок земельного налога, утвержденных органами местного самоуправления. Коэффициент подлежит применению не при определении ставки налога, а при его исчислении за конкретный налоговый период.

Ставки земельного налога в 1998-2002 годах оставались неизменными, а земельный налог за эти периоды следует исчислять с применением коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете на соответствующий год и Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога".

Суд, оценив представленные обществом уточненные расчеты, признал их правильными и удовлетворил его заявление.

При указанных обстоятельствах решение суда отмене не подлежит.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.04.2003 по делу N А13-1776/03-07 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде - без удовлетворения.

     Председательствующий
С.А.Ломакин

Судьи:
Л.И.Корабухина
Т.В.Клирикова

Текст документа сверен по:

рассылка