• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 2003 года Дело N Ф03-А04/03-1/732


[Дело было направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию для рассмотрения вопроса о наличии ответственности государственных органов в причинении убытков]

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: председательствующего Л.И.Резвиной, судей Т.И.Сачук, А.Н.Барбатова, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Благовещенска на решение от 15.11.2002, постановление от 13.01.2003 по делу N А04-1998/02-2/94 Арбитражного суда Амурской области по иску домоуправления N 4 Благовещенской КЭЧ к Министерству финансов РФ, Финансовому департаменту Администрации Амурской области, Администрации г. Благовещенска, 3-и лица: УВД Амурской области, УВД г. Благовещенска, МВД РФ, Министерство обороны РФ, КЭУ Дальневосточного федерального округа, о взыскании 300896 руб., установил:

В соответствии со ст.176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления отложено до 22 апреля 2003 года.

Домоуправление N 4 Благовещенской КЭЧ обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Финансовому департаменту Администрации Амурской области, Министерству финансов РФ, Администрации г. Благовещенска о взыскании 300896 руб. убытков в связи с предоставлением сотрудникам милиции льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О милиции".

В качестве 3-х лиц к участию в деле привлечены МВД РФ, УВД Амурской области, УВД г. Благовещенска, МО РФ, КЭУ ДВО.

До принятия решения по делу истец уточнил свои требования и просил взыскать с Администрации г. Благовещенска 67214,84 руб. убытков от предоставления льгот за период с 01.07.1999 по 30.06.2002.

Решением суда от 15.11.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.01.2003, иск удовлетворен в полном объеме за счет Администрации г. Благовещенска.

В части взыскания 245534,96 руб. убытков с Финансового департамента Администрации Амурской области Минфину РФ в иске отказано по причине уменьшения суммы иска.

В части взыскания 55361,06 руб. убытков с Минфина РФ и Финансового департамента Администрации Амурской области производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска.

Удовлетворяя иск за счет Администрации г. Благовещенска, арбитражный суд установил факт выделения из областного бюджета в бюджет г. Благовещенска с целью компенсации расходов по предоставлению льгот в спорный период.

Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению Администрации г. Благовещенска, считающей их незаконными и подлежащими отмене в части взыскания с нее убытков.

По утверждению заявителя, государственные полномочия по компенсации льгот сотрудникам милиции муниципалитету в установленном порядке не передавались, средства на эти цели из федерального и областного бюджетов не выделялись.

Также он сослался на иные нарушения, допущенные судом. Другие ответчики и истец отзыва на жалобу не направили.

Проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит обжалованные судебные акты частично необоснованными.

Как усматривается из материалов дела, ДУ N 4 Благовещенской КЭЧ района в течение, начиная с 01.07.1999 и по 30.06.2002, при оплате жилищно-коммунальных услуг сотрудникам милиции и пенсионерам МВД РФ учитывало льготу, предоставленную этой категории граждан статьей 30 Закона РФ "О милиции".

Всего было предоставлено льгот на общую сумму 67214,84 руб., из которых 55361,06 руб. для сотрудников подразделений, финансируемых за счет федерального бюджета, и 11853,78 руб. - за счет областного бюджета, что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.

Ввиду невозмещения истцу данных расходов предъявлен настоящий иск.

Согласно ст.30 Закона РФ "О милиции" сотрудникам и проживающим членам их семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда и компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.

Такое финансирование осуществляется за счет федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета (ст.35 Закона). Из имеющихся в деле справок УФК по Амурской области видно, что бюджетные средства на компенсацию затрат в связи с предоставлением соответствующих льгот в период с 1999 по 2001 годы не выделялись по причине отсутствия источника финансирования.

Возлагая ответственность за убытки истца на Администрацию г. Благовещенска, суд сослался на выделение ему необходимых средств по методикам формирования межбюджетных отношений с территориями области, принятых решениями Амурского областного Совета народных депутатов в указанные годы.

Между тем в этих "Методиках" отсутствуют указания о выделении средств целевым назначением для компенсации расходов на исполнение государственных полномочий по финансированию Закона "О милиции" (подраздел 1202 "Коммунальное хозяйство").

Более того, исходя из данных документов указанные расходы предназначались для компенсации льгот, предоставленных ряду категорий граждан (ветераны, инвалиды и др.), проживающих в благоустроенном муниципальном жилом фонде. Это также подтверждается имеющимся в деле письмом Финансового управления Амурской области от 21.12.1998 N от-н/313, где указывалось, что база для расчета сумм, определенных в методиках, бралась только на основании данных муниципальных предприятий (МП ЖРЭТ).

Тогда как рассматриваемые льготы предоставлялись лицам, проживающим в жилом фонде, принадлежащем МО РФ и являющемся федеральной собственностью.

В связи с чем арбитражный суд ошибочно применил названный нормативный акт субъекта РФ и удовлетворил иск на сумму 44684,34 руб. убытков, образовавшихся в 1999 - 2001 годах за счет ответчика.

Поскольку в данном случае не исключалась вина РФ и субъекта РФ в лице их соответствующих органов в образовании у ДУ N 4 убытков, то арбитражный суд принял отказ последнего в отношении этих сторон от иска и прекратил производство по делу в нарушение п.5 ст.49 АПК РФ.

Отказ ДУ N 4 от взыскания убытков нарушает тем самым права собственника федерального имущества и владельца, у которого оно находится в оперативном управлении.

В части взыскания выпадающих доходов, образовавшихся от предоставления льгот на сумму 22530,5 руб. в первом полугодии 2002 года, иск удовлетворен за счет Администрации г. Благовещенска правомерно в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ.

Судом было установлено предоставление из федерального бюджета субсидий в необходимом количестве в доход бюджета Амурской области (по коду 2101) и в последующем их перечисление Финансовому управлению Администрации г. Благовещенска.

Возможность передачи муниципальному органу отдельных государственных полномочий предусмотрена п. 6 ст.5, п. 2 ст.49 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" и ст. 130 БК РФ.

Таким образом, обжалованные судебные акты в части взыскания с ответчика 44684,34 руб. убытков и прекращения в отношении Минфина РФ и Финансового управления Администрации Амурской области производства по делу подлежат отмене. Дело в этой части следует направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда для рассмотрения вопроса о наличии ответственности этих органов в причинении убытков.

В остальной части решение от 15.11.2002 и постановление от 13.01.2003 изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

решение от 15.11.2002 и постановление от 13.01.2003 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1998/02-2/94 отменить в части: взыскания с Администрации г. Благовещенска 44684,34 руб. убытков; прекращения производства по делу в части взыскания 44684,34 руб. убытков с Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области, Финансового департамента Амурской области.

Дело в этой части передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В остальной части решение от 15.11.2002 и постановление от 13.01.2003 о взыскании с Администрации г. Благовещенска 22530,5 руб. убытков в связи с предоставлением льгот в первом полугодии 2002 года и отказе в иске о взыскании 245534,96 руб. убытков оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Арбитражному суду Амурской области выдать поворотный исполнительный лист в порядке статей 325, 326 АПК РФ.

     Председательствующий
 Л.И.Резвина

 Судьи
 Т.И.Сачук
 A.Н.Барбатов

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: Ф03-А04/03-1/732
А04-1998/02-2/94
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
Дата принятия: 22 апреля 2003

Поиск в тексте