ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2003 года Дело N А56-9875/03


[Кассационная инстанция признала правомерным отказ ИМНС в возмещении из бюджета НДС, так как предприниматель не подтвердил экспорт товаров, а также предъявил к вычету суммы НДС, на основании счетов-фактур, не соответствующих требованиям статьи 169 НК РФ]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей: Зубаревой Н.А. и Кочеровой Л.И., при участии: от индивидуального предпринимателя Гузовского Ю.Г. представителя Егоровой Е.В. (доверенность от 10.04.2003), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области Демидовой Е.И. (доверенность от 08.09.2003 N 14(03)-08/10933), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области на решение Арбитражного города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2003 по делу N А56-9875/03 (судья А.Н.Саргин), установил:

Индивидуальный предприниматель Гузовский Юрий Геннадьевич (далее -Предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области от 28.05.2002 N 07-16/7965 в части отказа возместить из бюджета 110973 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за февраль 2002 года по экспортным операциям.

Решением суда первой инстанции от 26.05.2003 требования налогоплательщика удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области просит отменить решение суда и отказать Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Проверив законность оспариваемого судебного акта, суд кассационной инстанции установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Гузовский Юрий Геннадьевич 20.03.2002 представил в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за февраль 2002 года, в которой заявлено к возмещению из бюджета 187000 руб. налога на добавленную стоимость.

Налоговый орган провел камеральную проверку этой декларации, по результатам которой принял решение от 28.05.2002 N 07-16/7965 об отказе Предпринимателю в возмещении 187000 руб. налога на добавленную стоимость за февраль 2002 года в связи с непредставлением полного комплекта документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ, а именно: непредставления транспортных накладных с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации. Кроме того, счета-фактуры от 18.08.2001 N 08130004, от 24.07.2001 N 78-07-4228, от 16.07.2001 N 114/01, от 12.07.2001 N 110/01, от 06.12.2001 N 12060013, от 25.01.2002 N 01250005, от 18.01.2002 N 26/OК оформлены с нарушением требований подпункта 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ, а потому и в силу положений пункта 2 статьи 169 НК РФ такие счета-фактуры не могут являться основанием для принятия указанных в них сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.

Предприниматель посчитал незаконным решение налогового органа в части отказа в возмещении ему из бюджета 110973 руб. налога на добавленную стоимость, поэтому обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения в этой части недействительным.

Обосновывая заявленные требования, Предприниматель ссылался на представление налоговому органу полного комплекта документов, перечисленных в пункте 1 статьи 165 НК РФ.

Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами налогоплательщика и удовлетворил его требования, однако кассационная инстанция считает такое решение ошибочным, принятым без учета требований пункта 1 статьи 165 и пункта 9 статьи 167 НК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и решений государственных и иных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или решения на соответствие их закону или иному нормативному акту, действовавших на дату их принятия.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, производится по налоговой ставке 0 процентов.

Главой 21 НК РФ предусмотрен ряд особенностей, связанных с налогообложением операций реализации товаров (работ, услуг) на экспорт.

Установлено, что:

1) сумма налога исчисляется отдельно по каждой такой операции (пункт 6 статьи 166 НК РФ);

2) момент определения налоговой базы (до введения в действие Федерального закона от 29.05.2002 N 573-ФЗ* даты реализации товаров, работ, услуг на экспорт) для целей налогообложения не зависит от принятой учетной политики для целей налогообложения ("по мере отгрузки" или "по мере оплаты" товаров, работ, услуг), а определяется в соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ как наиболее ранняя из следующих дат:

________________

*Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "N 57-ФЗ" - Примечание "КОДЕКС".

- последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ;

- если полный пакет документов, предусмотренных статьи 165 НК РФ, не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, моментом определения налоговой базы по таким товарам считается день отгрузки (оплаты) товара.

В пунктах 1 и 2 статьи 171 НК РФ указано на право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Это право на налоговые вычеты распространяется и на операции, облагаемые по налоговой ставке 0 процентов. Причем, как указано в пункте 6 статьи 164, пункте 10 статьи 165, пункте 3 статьи 172 и пункте 4 статьи 176 НК РФ, вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся на основании отдельной декларации и только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Следовательно, принимая во внимание установленный пунктом 9 статьи 167 НК РФ особый порядок определения момента формирования налоговой базы по экспортным операциям, является неправомерной подача налогоплательщиком декларации по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов, за тот налоговый период, когда товар отгружен и оплачен, если в этом же налоговом периоде не собран полный комплект документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, названных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщик должен собрать и представить в налоговый орган с декларацией следующие документы:

- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя отгруженного на экспорт товара на счет налогоплательщика в российском банке;

- грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа (пограничного таможенного органа), в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Как пояснил представитель Предпринимателя в заседании суда кассационной инстанции, и это подтверждается материалами дела (л.д.64, 65, 66), Предприниматель по товарам, заявленным в декларации как реализованные на экспорт в феврале 2002 года, представил налоговому органу транспортные документы с отметками пограничных таможенных органов, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ, только в июне 2002 года.

Следовательно, исходя из положений пункта 9 статьи 167 НК РФ, в феврале 2002 года для целей исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость у Предпринимателя не было ни реализации товара на экспорт (согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 29.05.2002 N 573-ФЗ*, датой реализации товаров считался последний день месяца, в котором собран комплект документов), ни налоговой базы для целей обложения налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов (после введения в действие Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ, моментом определения налоговой базы по экспортным операциям признается последний день месяца, в котором собран комплект документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ).

________________

*Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "N 57-ФЗ" - Примечание "КОДЕКС".

Таким образом, в рассмотренном случае подача Предпринимателем декларации по экспортным операциям за февраль 2002 года является неправомерной, а сведения, указанные в ней, относительно налоговой базы по экспортным операциям - недостоверными.

Кроме того, налоговым органом установлено предъявление к вычету налога на добавленную стоимость на основании счетов-фактур, оформленных с нарушением требований подпункта 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ.

Надлежаще оформленные счета-фактуры должны быть у налогоплательщика в момент предъявления к вычету указанных в них сумм налога на добавленную стоимость.

Как установлено в пункте 2 статьи 169 НК РФ, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктом 5 этой же статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

В период до вынесения налоговым органом решения налогоплательщиком не были самостоятельно выявлены допущенные продавцами при оформлении счетов-фактур нарушения и не были приняты меры к их устранению продавцами.

При таких обстоятельствах налоговый орган обоснованно, в полном соответствии с положениями пункта 2 статьи 169 НК РФ, признал неправомерным предъявление Предпринимателем сумм налога на добавленную стоимость, заявленных к вычету по декларации за февраль 2002 года по экспортным операциям, на основании ненадлежаще оформленных счетов-фактур.

В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Поскольку налогоплательщик неправомерно, в нарушение положений пункта 9 статьи 167 и пункта 1 статьи 165 НК РФ, отразил в декларации по налогу на добавленную стоимость за февраль 2002 года по экспортным операциям выручку от реализации товаров, экспорт которых по подаче декларации не подтвержден полным комплектом документов, перечисленных в пункте 1 статьи 165 НК РФ, а также предъявил к вычету суммы налога на добавленную стоимость, не подтвержденные надлежаще оформленными счетами-фактурами, налоговый орган не имел оснований для возмещения налога на добавленную стоимость, указанного в этой декларации, следовательно, отказ налогового органа в возмещении из бюджета 110973 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за февраль 2002 года соответствует закону, а потому не может нарушать прав и законных интересов налогоплательщика.

Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а требования Предпринимателя - отклонению.

На основании статей 102, 103, подпункта 2 пункта 4 статьи 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в также подпунктов 3 и 9 пункта 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" с Предпринимателя подлежит взысканию в доход федерального бюджета 10 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 2 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2003 по делу N A56-9875/03 отменить.

В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Гузовского Юрия Геннадьевича отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Гузовского Юрия Геннадьевича в доход федерального бюджета 10 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

     Председательствующий
Н.Г.Кузнецова

Судьи:
Н.А.Зубарева
Л.И.Кочерова

Текст документа сверен по:

рассылка