• по
Более 49000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 октября 2003 года Дело N А56-13552/03


[Кассационная инстанция установила, что требование истца о признании незаконным бездействия инспекции по невозврату излишне уплаченного единого социального налога подлежат удовлетворению частично, в связи с тем, что они предъявлены к ненадлежащему ответчику]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Корпусовой О.А., судей: Бухарцева С.Н. и Ветошкиной О.В., при участии в судебном заседании представителей: товарищества собственников жилья "Проспект Художников 4-2" - Бересневой М.В. (доверенность от 11.04.2003), Инспекции по Выборгскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - Сидорова А.В. (доверенность от 12.02.2003 N 17/2378), рассмотрев 07.10.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Выборгскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2003 по делу N А56-13552/03 (судья Загараева Л.П.), установил:

Товарищество собственников жилья "Проспект Художников 4-2" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции по Выборгскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) по невозврату излишне уплаченного единого социального налога за первый и третий кварталы 2002 года в сумме 21296 руб. 63 коп. и об обязании налогового органа возвратить из бюджета 21296 руб. 63 коп. излишне уплаченного единого социального налога.

Решением от 02.06.2003 заявленные Товариществом требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение, ссылаясь на то, что Товарищество не имеет права на льготу по уплате единого социального налога, установленную подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Налоговый орган также считает, что заявитель неправомерно включил в заявленную сумму страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, не являющиеся частью единого социального налога.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель Товарищества просил оставить без изменения решение суда, принятое по настоящему делу , а также пояснил, что поскольку налоговая база для уплаты единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации одинакова, то Товарищество не должно уплачивать и налог, и страховые взносы.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Товарищество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате из бюджета 21296 руб. 63 коп. излишне уплаченного единого социального налога за первый и третий кварталы 2002 года.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций. Для невключения этих сумм в налоговую базу необходимо, чтобы выплаты производились за счет членских взносов членов кооперативов (товариществ). Определяющим условием для предоставления права на льготное налогообложение является деятельность, которая должна быть связана с удовлетворением потребностей членов некоммерческих объединений - садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Как следует из статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья). Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с Федеральным законом от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья".

В статье 1 названного Закона указано, что товарищество собственников жилья - это некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом. Согласно статье 40 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" товарищество основано на добровольном членстве собственников помещений в кондоминиуме, а его имущество состоит из вступительных и иных взносов, обязательных платежей членов товарищества.

Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством организационно-правовые формы юридических лиц, указанные в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ, имеют общие признаки - это некоммерческие объединения граждан, создаваемые с целью удовлетворения личных, материальных и иных потребностей его участников путем объединения членами имущественных паевых взносов.

На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что Товарищество не должно было уплачивать единый социальный налог с сумм, выплаченных за счет членских взносов.

Из имеющихся в материалах дела платежных поручений следует, что 7964 руб. 04 коп. уплачены в бюджет по коду бюджетной классификации 1010610 и являются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, направляемыми на выплату страховой части трудовой пенсии, а 411 руб. 04 коп., уплаченные по коду 1010620, являются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" от 15.12.2001 N 167-ФЗ "финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации". То есть страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования (на выплату базовой части трудовой пенсии), уплачиваются в составе единого социального налога. Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, они не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами.

Кассационная инстанция считает правомерным довод представителя заявителя о том, что Товарищество не должно было уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" от 15.12.2001 N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу. Согласно пункту 1 статьи 237 и подпункту 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций не включаются в налоговую базу, облагаемую единым социальным налогом, следовательно, эти суммы также не должны включаться в базу, облагаемую обязательными платежами в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Однако требования Товарищества в этой части удовлетворению не подлежат в связи с тем, что они предъявлены к ненадлежащему ответчику.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" от 15.12.2001 N 167-ФЗ управление средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и контроль за их расходованием осуществляют органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поэтому заявленные Товариществом требования в части, касающейся обязания налогового органа возвратить из бюджета 8375 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, удовлетворению не подлежат. В этой части решение суда должно быть отменено.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 02.06.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-13552/03 отменить в части обязания Инспекции по Выборгскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам возвратить из бюджета 8375 руб. 08 коп. единого социального налога.

В этой части в удовлетворении заявления товариществу собственников жилья "Проспект Художников 4-2" отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

     Председательствующий
О.А.Корпусова

Судьи:
С.Н.Бухарцев
О.В.Ветошкина

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А56-13552/03
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 08 октября 2003

Поиск в тексте