ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 2003 года Дело N А56-8507/03


[Суд признал недействительным решение ИМНС о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, так как пришел к выводу, что у общества не было оснований для удержания налога на прибыль с доходов иностранных юридических лиц]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Шевченко А.В., судей: Абакумовой И.Д., Кочеровой Л.И., при участии: от общества с ограниченной ответственностью "ФОНО" - Бородулина С.И. (доверенность от 07.04.2003), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга - заместителя начальника юридического отдела Анджаева А.В. (доверенность от 24.09.2003 N 18/18003), рассмотрев 21.10.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2003 по делу N А56-8507/03 (судья Третьякова Н.О.), установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ФОНО" (далее - ООО "ФОНО", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 26.02.2003 N 09/3781 о взыскании налога на доходы иностранных юридических лиц в сумме 13220 немецких марок, 31451 доллара США, 122 евро, начисления 7286,86 немецкой марки, 7753,49 доллара США и 38,9 евро пеней за неполную уплату этого налога, а также о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в сумме 2644 немецких марок, 6290 долларов США и 24,4 евро.

Решением суда первой инстанции от 10.06.2003 ненормативный акт налогового органа признан недействительным.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции положений законодательства о налоге на прибыль, определяющих порядок исчисления и уплаты налога на доходы иностранных юридических лиц.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция в декабре 2002 - январе 2003 года провела выездную налоговую проверку соблюдения ООО "ФОНО" законодательства о налогах и сборах за 1999-2002 годы, результаты которой отражены в акте от 31.01.2003 N 09/07.

В ходе проверки налоговый орган установил, что в 2000-2002 годах Общество заключило с иностранными компаниями 32 контракта, в соответствии с которыми приобрело право на производство и распространение музыкальных произведений на компакт-дисках. При выплате иностранным контрагентам денежных средств по контрактам Общество не удерживало с них налог на доходы иностранных юридических лиц, чем, по мнению налоговой инспекции, нарушило положения законодательства о налоге на прибыль.

На основании материалов проверки налоговый орган принял решение от 26.02.2003 N 09/3781 о доначислении ООО "ФОНО" налога на доходы иностранных юридических лиц, начислении пеней за неполную уплату этого налога, а также о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ.

Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и оспорил его в арбитражный суд.

Заявитель считает, что налоговая инспекция неправомерно доначислила ему спорный налог, поскольку иностранные контрагенты, с которыми у ООО "ФОНО" были заключены контракты, не имеют представительств на территории Российской Федерации, в связи с чем в силу положений статей 246-247 НК РФ и пункта 4 статьи 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" они не являются плательщиками налога на прибыль, а у Общества отсутствует обязанность по удержанию с них этого налога. Кроме того, соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенными между Правительством Российской Федерации и правительствами государств, резидентами которых являются контрагенты Общества, предусмотрено обложение указанного дохода налогами только в том государстве, резидентом которого является получатель дохода.

Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами заявителя и признал недействительным оспариваемый ненормативный акт налогового органа.

Суд кассационной инстанции считает решение суда правильным и не подлежащим отмене.

Согласно пункту 4 статьи 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", действовавшего до 01.01.2002, плательщиками этого налога являются также компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства (далее - иностранные юридические лица). При этом под постоянным представительством иностранного юридического лица для целей налогообложения понимаются филиал, бюро, контора, агентство, любое другое место осуществления деятельности, связанное с разведкой или разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, оказанием услуг, проведением других работ, а также организации и граждане, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что иностранные организации, с которыми у Общества заключены контракты на производство и распространение музыкальных произведений, не имели на территории Российской Федерации постоянных представительств. Следовательно, они не являлись плательщиками налога на прибыль и у ООО "ФОНО" не было обязанности по удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов, выплачиваемых этим иностранным юридическим лицам.

Ссылка налоговой инспекции на пункт 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организации", согласно которой налог с доходов иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации удерживается предприятием, организацией, любым другим лицом, выплачивающим такие доходы, в валюте выплаты при каждом перечислении платежа, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку указанное положение распространяется только на те иностранные организации, которые признаются плательщиками налога на прибыль в соответствии с пунктом 4 статьи 1 названного Закона.

С 01.01.2002 вступила в силу глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций".

В соответствии со статьей 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль признаются, в том числе, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Согласно подпунктам 2 и 3 части второй статьи 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, прибылью признается полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации. Для иных иностранных организаций прибылью признается доход, полученный от источников в Российской Федерации. Причем доходы этих налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 НК РФ.

В подпункте 4 пункта 1 статьи 309 НК РФ указано, что к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим удержанию у источника выплаты, относятся доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта.

В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 310 НК РФ исчисление и удержание суммы налога на прибыль с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту надлежащим образом оформленного подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Из материалов дела видно, что в 2002 году Общество заключило с фирмами "Metall Blade" (США), "The Century Famili inc" (США), "Hammerheart Rekcords" (Нидерланды), "Lion Music Ltd" (Финляндия), "Osmose Production Sarl" (Франция) контракты на передачу исключительных прав на производство и продажу звукозаписей на компакт-дисках и кассетах.

Таким образом, переданы права на использование объектов интеллектуальной собственности и, следовательно, в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 9 НК РФ доходы иностранных организаций, полученные от использования этих прав, подлежат обложению налогом на прибыль.

Вместе с тем между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки, а также между Правительством Российской Федерации и Правительствами Королевства Нидерландов, Финляндской Республики, Французской Республики заключены Соглашения (Конвенции) об избежании двойного налогообложения соответственно от 17.06.92, от 16.12.96, от 04.05.96 и от 26.11.96.

Все эти Соглашения (Конвенции) содержат норму, согласно которой доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном договаривающемся государстве и выплачиваемые резиденту другого договаривающегося государства, облагаются налогом только в этом другом государстве, если такой резидент обладает правом собственности на такие доходы.

Поскольку в материалах дела имеются представленные Обществу иностранными контрагентами подтверждения о том, что они являются резидентами названных государств, у ООО "ФОНО" не было оснований для удержания налога на прибыль с доходов этих иностранных юридических лиц.

При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для доначисления Обществу налога на доходы иностранных юридических лиц, начисления пеней за его неуплату и для привлечения ООО "ФОНО" к налоговой ответственности.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2003 по делу N А56-8507/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

     Председательствующий
А.В.Шевченко

Судьи:
И.Д.Абакумова
Л.И.Кочерова

Текст документа сверен по:

рассылка