• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2003 года Дело N А56-6448/03


[Судом установлено, что истцом представлены все необходимые документы, подтверждающие право на возмещение НДС, следовательно, суд обоснованно признал недействительным оспариваемое решение налогового органа]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Корабухиной Л.И., судей: Кирейковой Г.Г., Пастуховой М.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга главного специалиста юридического отдела Шершневой А.Г. (доверенность от 24.09.2002 N 14-05/19120), рассмотрев 24.09.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 17.04.2003 (судья Демина Е.И.) и постановление апелляционной инстанции от 20.06.2003 (судьи: Слобожанина В.Б., Несмиян С.И., Шульга Л.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-6448/03, установил:

Общество с ограниченной ответственностью "РиК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС, инспекция) от 16.08.2002 N 944, в котором также просило обязать налоговый орган возместить из бюджета 75334 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), уплаченного поставщикам за приобретенные товары, использованные обществом при реализации товаров на экспорт, путем его возврата налогоплательщику (с учетом уточненных требований).

Решением от 17.04.2003 суд удовлетворил заявленные требования общества.

Постановлением от 20.06.2003 апелляционная инстанция изменила решение суда в виду нарушения им норм процессуального права, признала оспариваемое решение ИМНС недействительным как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ), обязала налоговый орган принять в срок до 10.07.2003 решение о возмещении обществу 75334 руб. НДС по налоговой декларации по ставке 0% за апрель 2002 года в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 176 Кодекса, а также изменила решение суда в его описательной и мотивировочной части, указав вместо "ИМНС РФ по Центральному району СПб" "ИМНС РФ по Петроградскому району СПб".

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права. По мнению подателя жалобы, механизм уплаты НДС, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ), предусматривает перенос бремени уплаты данного налога на конечных потребителей товаров (работ, услуг) и одновременно снимает данное бремя с налогоплательщиков, возмещая им издержки, связанные с перечислением НДС в бюджет. Поскольку в данном случае инспекция в ходе проверки установила, что некоторые из поставщиков общества не подтвердили выполнение своих обязательств перед бюджетом по уплате в бюджет сумм НДС, то источник для его возмещения обществу отсутствует.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ИМНС провела камеральную проверку представленной обществом декларации по НДС по налоговой ставке 0% за апрель 2002 года и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, по результатам которой составила акт от 29.07.2002 и приняла решение от 16.08.2002 N 944 об отказе обществу в возмещении из бюджета 75334 руб. данного налога, основываясь на том, что не представляется возможным провести встречную проверку поставщика общества - общества с ограниченной ответственностью "Циркон" (далее - ООО "Циркон"), так как эта организация отчитывается по почте и на вызовы в инспекцию не является. При этом инспекция указала в акте проверки на то обстоятельство, что заявленная ООО "Циркон" в налоговой декларации по НДС за апрель 2002 года выручка от реализации составила 11512 руб., а сумма НДС - 2302 руб.

Общество не согласилось с данным решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Кассационная инстанция считает, что суд апелляционной инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования общества о признании, оспариваемого решения ИМНС недействительным и обязал инспекцию принять решение о возмещении налогоплательщику 75334 руб. НДС по налоговой декларации по налоговой ставке 0% за апрель 2002 года в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ.

Согласно пункту 4 данной статьи суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.

Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Таким образом, для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога.

В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении сумм НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0% обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, которые подтверждаются документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.

В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся при представлении в налоговые органы соответствующих документов, перечень которых приведен в статье 165 НК РФ, и на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ.

Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что общество представило полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, в подтверждение факта экспорта товаров, а также применения налоговых вычетов. Это обстоятельство налоговым органом не оспаривается.

В решении инспекции N 944 не указано на отсутствие у налогоплательщика документов, подтверждающих факты приобретения обществом у общества с ограниченной ответственностью "Циркон" товарно-материальных ценностей, используемых при экспорте товаров, и их оплаты с учетом НДС.

При этом следует иметь в виду, что нормами главы 21 НК РФ не предусмотрена обязанность экспортера при предъявлении НДС к возмещению из бюджета документально подтверждать факты получения и оприходования поставщиком экспортируемых товаров выручки, полученной по его счетам-фактурам от покупателя за приобретенные товары (работы, услуги), а также перечисления в бюджет полученных от покупателя сумм налога.

В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения поставщиками товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, обязанностей, установленных пунктами 1 и 5 статьи 173 НК РФ, по уплате в бюджет сумм налога, выставленных ими в счете-фактуре и оплаченных покупателем, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении налогоплательщиком этих обязанностей и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг).

Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания считать неправомерным предъявление обществом к возмещению из бюджета 75334 руб. НДС за апрель 2002 года и на этом основании принимать оспариваемое решение.

Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Постановление апелляционной инстанции от 20.06.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-6448/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

     Председательствующий
Л.И.Корабухина

Судьи:
Г.Г.Кирейкова
М.В.Пастухова

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А56-6448/03
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 29 сентября 2003

Поиск в тексте