• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 ноября 2003 года Дело N А42-679/03-16


[Суд признал недействительными оспариваемые ненормативные акты ИМНС, так как инспекция предъявила к уплате сумму недоимки, в то время как срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог на день принятия решения и направления требований не наступил]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Шевченко А.В., судей: Дмитриева В.В., Зубаревой Н.А., при участии: от открытого акционерного общества "Апатит" Корьевой Н.П. (доверенность от 31.07.2003 N 2/259), Воробьева Ю.А. (доверенность от 13.09.2002 N 2/172), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области Бикиной И.А. (доверенность от 10.01.2003 N 2), рассмотрев 04.11.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 21.07.2003 по делу N А42-679/03-16 (судьи: Мунтян Л.Б., Сигаева Т.К., Востряков К.А.), установил:

Открытое акционерное общество "Апатит" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения от 09.01.2003 N 02-23/124 и требований от 15.01.2003 N 6 и 7 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области (далее - ИМНС, инспекция).

Решением суда от 05.05.2003 заявленные требования общества удовлетворены частично. Суд признал недействительными решение налогового органа от 09.01.2003 N 02-23/124 в части привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог и начисления пеней за несвоевременную уплату этого налога за 9 месяцев 2002 года, а также требования от 15.01.2003 N 6 полностью и N 7 в части уплаты 1798316 руб. 01 коп. пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог. В остальной части заявленных обществом требований отказал.

Постановлением апелляционной инстанции от 21.07.2003 решение суда отменено в части. Суд апелляционной инстанции признал недействительным решение налоговой инспекции от 09.01.2003 N 02-23/124 в части взыскания 25044065 руб. налога на пользователей автомобильных дорог за август и сентябрь 2002 года и требование от 15.01.2003 N 7 в части уплаты 25044065 руб. налога на пользователей автомобильных дорог. В остальной части решение суда оставил без изменения.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить постановление апелляционной инстанции и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований полностью, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, оспариваемые решение и требования об уплате налога на пользователей автомобильных дорог, соответствующих пеней, взыскании штрафа выставлены обществу правомерно, поскольку данный налог должен исчисляться и уплачиваться налогоплательщиком в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и статьей 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - ФЗ N 110).

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения, а принятый по делу судебный акт - без изменения, считая его законным и обоснованным.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной обществом в инспекцию декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за 9 месяцев 2002 года и установила, что налогоплательщик не исчислил налог на пользователей автомобильных дорог за август и сентябрь 2002 года.

На основании материалов проверки налоговый орган вынес решение от 09.01.2003 N 02-23/124, в соответствии с которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 5005553 руб. 33 коп. штрафа за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог за август и сентябрь 2002 года, а также налогоплательщику предложено уплатить 13593314 руб. налога за август 2002 года и 11450751 руб. налога за сентябрь 2002 года с начисленными пенями в сумме 1798316 руб. 01 коп.

Инспекция 15.01.2003 направила обществу требования N 6 и 7 об уплате в срок до 22.01.2003 задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог, пеней по данному налогу, а также штрафа.

Общество не согласилось с данными решением и требованиями и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными, полагая, что сумма налога, начисленная инспекцией за девять месяцев 2002 года, не может являться недоимкой, так как законодательством не установлены существенные элементы налога. Кроме того, с сентября 2002 года налог на пользователей автомобильных дорог отменен и не подлежит взысканию. При этом общество сослалось на то, что с момента вступления в силу ФЗ N 110 из пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" исключен подпункт "м", которым вводились налоги, служащие источником образования дорожных фондов.

Кассационная инстанция считает, что постановление апелляционной инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.

В соответствии со статьями 1 и 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавшими до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, установление и отмена налогов, а следовательно, установление круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты налога в бюджеты, в которые зачисляется налог, осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с этим законом.

Налог на пользователей автомобильных дорог установлен подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как федеральный налог. Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Согласно пункту 5 указанной статьи порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.

Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как федерального налога установлен законодательным актом Российской Федерации - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 10 Порядка предприятия перечисляют установленный Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог зачисляется как в федеральный, так и в территориальный дорожные фонды. Тем не менее в соответствии с подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" названный налог является единым федеральным налогом, исчисляемым от общей налоговой базы на основании единой декларации по этому налогу, сдаваемой по итогам налоговых (отчетных) периодов. Следовательно, установленные статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" отчисления от налога в территориальный дорожный фонд не являются самостоятельным налогом, поэтому должны направляться налогоплательщиком в территориальный дорожный фонд в те же сроки, в которые уплачивается налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд.

Вместе с тем статьей 7 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Федеральный дорожный фонд Российской Федерации упразднен с 01.01.2001, а действие постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 приостановлено. Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" действие указанного постановления приостановлено и на 2002 год.

Законами Мурманской области как субъекта Российской Федерации порядок образования и использования средств территориального дорожного фонда, включая срок уплаты названного налога, не установлен.

Согласно статьям 9 и 21 ФЗ N 110 статья 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" утрачивает силу с 01.01.2003.

Согласно статье 21 ФЗ N 110 указанный Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением ряда норм, которые вводятся в действие в особом порядке.

Так, в частности, статья 2 ФЗ N 110, в соответствии с которой из пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" исключен подпункт "м", а пункт 1 статьи 20 этого же Закона дополнен подпунктом "ж" "транспортный налог", а также статья 9 ФЗ N 110, предусматривающая, что из числа источников образования территориальных дорожных фондов исключается налог на пользователей автомобильных дорог, вступают в силу с 01.01.2003.

Таким образом, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что в 2002 году налогоплательщики обязаны уплачивать спорный налог, поскольку он является действующим и законно установленным.

При этом статьей 4 ФЗ N 110 установлено, что налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленную, выполненные, оказанные) до 01.01.2003, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15.01.2003.

Налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 01.01.2003, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15.01.2003.

Согласно статье 55 НК РФ налоговым периодом является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и рассчитывается сумма налога, которую налогоплательщик в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно уплатить в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Исходя из совокупности названных законодательных актов, суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о том, что в 2002 году налоговым периодом по налогу на пользователей автомобильных дорог являлся календарный год, а отчетные периоды по указанному налогу, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, отсутствовали.

В силу статьи 11 НК РФ недоимкой является сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Суд апелляционной инстанции установил и материалами дела подтверждается, что инспекция предъявила обществу к уплате по оспариваемым ненормативным актам сумму недоимки за девять месяцев 2002 года, в то время как срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год на день принятия решения (09.01.2003) и направления требований (15.01.2003) не наступил.

Учитывая данные обстоятельства, кассационная инстанция считает, что судебные инстанции законно и обоснованно признали решение от 09.01.2003 N 02-23/124 и требования N 6 и 7 ИМНС от 15.01.2003 недействительными.

Поскольку дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятого по делу судебного акта нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 21.07.2003 по делу N А42-679/03-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
А.В.Шевченко

Судьи:
В.В.Дмитриев
Н.А.Зубарева

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А42-679/03-16
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 06 ноября 2003

Поиск в тексте