• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2003 года Дело N А56-5647/03


[Суд признал недействительным отказ ИМНС в возмещении НДС, так как общество представило в инспекцию полный пакет документов, предусмотренный статьей 165 НК РФ, в обоснование применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей: Зубаревой Н.А. и Кочеровой Л.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Комбинат Химико-Пищевой Ароматики" - Гречуха В.И. (доверенность от 01.10.2003 N 24/17юр), рассмотрев 27.10.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Красногвардейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Санкт-Петербургу на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2003 по делу N А56-5647/03 (судьи: Дроздов А.Г., Градусов А.Е., Спецакова Т.Е.), установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Комбинат Химико-Пищевой Ароматики" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 20.11.2002 N 17/5228 в части отказа в возмещении 276744 руб. налога на добавленную стоимость, доначисления 90733 руб. этого налога и начисления соответствующей суммы пеней, а также привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 18147 руб. штрафа.

Решением суда от 31.03.2003 требования Общества удовлетворены в части начисления пеней, рассчитанных налогоплательщиком самостоятельно по ставке, равной одной трехсотой действующей в соответствующий период ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки уплаты налога. В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 15.07.2003 решение суда отменено в части отказа в удовлетворении заявления Общества и решение налоговой инспекции признано недействительным в части доначисления 93733 руб. налога на добавленную стоимость, а также привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 18147 руб. штрафа.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и в удовлетворении требований Общества отказать, ссылаясь на неправильное применение судом пункта 1 статьи 164 и подпункта 3 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также на неприменение подлежащего применению пункта 3 приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 26.06.2001 N 598 "О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров".

Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит правовых оснований для его отмены.

Как видно из материалов дела, Общество представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за июнь 2002 года с предусмотренными пунктом 1 статьи 165 НК РФ документами, подтверждающими его право на применение к выручке от реализации на экспорт товаров налоговой ставки 0 процентов.

По результатам камеральной проверки указанной налоговой декларации и комплекта приложенных к ней документов налоговая инспекция приняла решение от 18.10.2002 N 296 о возмещении Обществу 17622 руб. налога на добавленную стоимость и об отказе в возмещении 276744 руб.

Налоговый орган установил, что операции по поставке товаров (работ, услуг), заявленные Обществом как вывезенные в режиме экспорта по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 10210080/100102/0000268, N 10210070/310102/0001310, N 10210070/230102/0000864, N 10210070/2110102/0000672 и отраженные в декларации по налогу на добавленную стоимость за июнь 2002 года по экспортным операциям, подлежат налогообложению по ставке 20 процентов на основании пункта 9 статьи 165 НК РФ в связи с непредставлением Обществом надлежаще оформленных грузовых таможенных деклараций и истечением 180 дней с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта.

Представленные Обществом ГТД налоговый орган не признал надлежащим подтверждением факта экспорта, сославшись на отсутствие в них предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 165 НК РФ отметки российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Решением налоговой инспекции от 20.11.2002 N 17/5228 Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 18147 руб. штрафа, ему доначислено 90733 руб. налога на добавленную стоимость и начислены пени.

Считая решение налогового органа в указанной части незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

Отменяя решение суда первой инстанции, которым требования Общества были удовлетворены только в части начисления пеней, и удовлетворяя заявление Общества в остальной оспоренной в суд части, апелляционная инстанция правомерно исходила из следующего.

Из акта проверки и решения налогового органа, законность которого является предметом спора по настоящему делу, следует, что налоговым органом отказано Обществу в возмещении налога на добавленную стоимость по операциям реализации товаров на экспорт по грузовым таможенным декларациям N 10210080/100102/0000268, N 10210070/310102/0001310, N 10210070/230102/0000864, N 10210070/2110102/0000672 только по причине ненадлежащего оформления перечисленных деклараций.

Иных оснований ни акт проверки, ни оспариваемое решение не содержат.

Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг), а также условия реализации этого права установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ, введенной в действие с 01.01.2001. Согласно названной норме суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.

Таким образом, для реализации права на возмещение налога на добавленную стоимость налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов с документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении (зачете или возврате) соответствующих сумм либо об отказе в этом (полностью или частично).

Порядок применения налоговых вычетов определен в статье 172 НК РФ. Согласно пункту 3 названной нормы вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 этого Кодекса.

Пунктом 9 статьи 167 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, которые налогоплательщик обязан представить в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.

К числу таких документов отнесена грузовая таможенная декларация (ее копия), которая, по общему правилу, должна содержать отметки российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.

В то же время в абзаце 3 подпункта 3 пункта 1 названной статьи указано, что при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление. Наличие в ГТД иных отметок не предусмотрено.

Материалами дела подтверждается, что Общество выполнило требование, предусмотренное подпунктом 3 пункта 1 статьи 165 НК РФ, представив в налоговую инспекцию вместе с декларацией по ставке 0 процентов за июнь 2002 года и другими документами грузовые таможенные декларации N 10210080/100102/0000268, N 10210070/310102/0001310, N 10210070/230102/0000864, N 10210070/2110102/0000672 с отметками Санкт-Петербургской таможни "Выпуск разрешен" и "Товар вывезен полностью по информации, полученной из Смоленской таможни" через Гомельскую или Мозырскую таможни.

Обществом также представлено суду письмо Гомельской таможни от 26.06.2002 N 02-15/6958 (л.д.19), в соответствии с которым подтверждение факта вывоза товара за пределы Таможенного союза, оформленных по ГТД позже 02.10.2001, осуществляется таможней отправления или Западным таможенным постом Смоленской таможни. Согласно установленному порядку, пограничный таможенный орган Белоруссии направляет информацию о фактическом вывозе товаров на Западный таможенный пост Смоленской таможни, который рассылает эту информацию в таможни, в регионах деятельности которых производилось таможенное оформление вывозимых товаров, для подтверждения таможенным органом фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что Обществом с декларацией по налогу на добавленную стоимость за июнь 2002 года представлен в налоговую инспекцию полный пакет документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.

Кассационная инстанция отклоняет как необоснованную ссылку налоговой инспекции на нарушение Обществом положений пункта 3 приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 26.06.2001 N 598 "О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров", поскольку Обществом в установленном порядке подтвержден факт перемещения товаров через внешнюю границу Таможенного союза. В ГТД имеются отметки Санкт-Петербургской таможни о том, что "Товар вывезен полностью по информации, полученной из Смоленской таможни" через Гомельскую или Мозырскую таможни. Эта запись сделана сотрудниками уполномоченного таможенного органа на основании информации таможенного органа государства - участника Таможенного союза: Гомельской и Мозырской таможен.

Кроме того, этот приказ утратил силу в связи с изданием приказа ГТК РФ от 21 июля 2003 года N 806, которым утверждена Инструкция о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации). Согласно пунктам 17, 19-20 вновь принятого приказа подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, вывоз которых производился через границу с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен (в данном случае - Республика Белоруссия), производится таможней, в регионе деятельности которой расположен таможенный пост (либо отдел таможенного оформления и таможенного контроля), производивший таможенное оформление товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом, именуемый внутренней таможней. Основанием для подтверждения внутренней таможней фактического вывоза товаров является информация, содержащаяся в таможенных декларациях (копиях), поступивших из таможенных органов Республики Белоруссия с отметками, свидетельствующими о фактическом вывозе товаров. Уполномоченное должностное лицо внутренней таможни сверяет информацию, содержащуюся в документах, представленных заявителями, с информацией, имеющейся в таможенном органе, и при ее соответствии проставляет на оборотной стороне первого листа таможенной декларации (копии) отметку "По информации ___ (указывается название таможенного органа Республики Белоруссия) товар вывезен", заверяет ее оттиском личной номерной печати и указывает дату фактического вывоза товаров (если товар не вывезен полностью, указывает фактическое количество вывезенного товара, его наименование и код согласно ТН ВЭД России).

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что жалоба налоговой инспекции удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2003 по делу оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

     Председательствующий
Н.Г.Кузнецова

Судьи:
Н.А.Зубарева
Л.И.Кочерова

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А56-5647/03
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 27 октября 2003

Поиск в тексте