• по
Более 46000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июня 2003 года Дело N Ф09-1809/03АК


[Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что истец, являясь государственным заказчиком на уровне субъекта Федерации, передал функции по организации проведения торгов, минуя конкурсный порядок, чем нарушил п.1 ст.7 Закона РФ "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности судебных актов арбитражных судов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Оренбургского территориального управления МАП России на постановление апелляционной инстанции от 24.03.2003 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-2436/02 по иску администрации Оренбургской области к Оренбургскому территориальному управлению МАП России, третьи лица: Главное управление здравоохранения Оренбургской области, ГП "Оренбургоблпродконтракт", Главное управление образования Оренбургской области, Главное управление социальной защиты населения Оренбургской области, о признании недействительным решения N 256 Оренбургского территориального управления МАП России от 04.03.2002.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

В судебном заседании приняли участие представители: заявителя - Полуянов А.В., доверенность N 1/20-01 от 05.01.2003; ГП "Оренбургоблпродконтракт" - Букреев Р.Н., доверенность от 27.11.2002.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.

Администрация Оренбургской области обратилась в арбитражный суд с иском к Оренбургскому территориальному управлению МАП России о признании недействительным решения N 256 Оренбургского территориального управления МАП России от 04.03.2002.

Решением от 16.12.2002 (судья ...) в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 26.02.2003 (судьи: ...) решение изменено. Решение N 256 Оренбургского территориального управления МАП России от 04.03.2002 в части выдачи предписания по п.п.1, 2, 5 распоряжения главы администрации Оренбургской области N 621-р от 04.09.2001 признано недействительным. В остальной части требований отказано.

Оренбургское территориальное управление МАП России в кассационной жалобе просит постановление апелляционной инстанции отменить в части удовлетворенных требований, ссылаясь на неправильное применение судом Федерального закона от 22.04.99 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Законность постановления проверена в порядке ст.ст.274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, решением от 04.03.2002 N 315 Оренбургское территориальное управление МАП России установило в действиях администрации Оренбургской области нарушение п.1 ст.7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в издании распоряжений N 621 и N 852-р, согласно которым на ГП "Оренбургоблпродконтракт" возложены функции государственного заказчика по обеспечению продуктами питания учреждений социальной сферы и главным управлениям образования, здравоохранения, социальной защиты населения Оренбургской области рекомендовано заключить с ним контракты на поставку продуктов питания. Данное обстоятельство послужило основанием для выдачи Оренбургским территориальным управлением МАП России предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 01.04.2002 путем отмены п.2 распоряжения главы администрации Оренбургской области N 852-р от 29.12.2001 "Об использовании регионального продовольственного фонда области для снабжения бюджетных учреждений в 2002 году" и п.п.1, 2, 5 распоряжения главы администрации Оренбургской области N 621 от 04.09.2001 "О порядке снабжения продуктами питания учреждений социальной сферы Оренбургской области в 2001 году".

Антимонопольный орган усмотрел в этих актах нормы антиконкурентной направленности, поскольку они создают благоприятствующие условия деятельности отдельному хозяйствующему субъекту - ГП "Оренбургоблпродконтракт", тем самым ограничивают конкуренцию и ущемляют права других хозяйствующих субъектов.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец, являясь государственным заказчиком на уровне субъекта федерации, передал функции по организации проведения торгов, минуя конкурсный порядок, чем нарушил п.1 ст.7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Кроме того, обжалуемыми актами нарушены положения Указа Президента РФ N 305 от 08.04.97 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд".

Пункт 1 ст.7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает органам власти и управления принимать акты и совершать действия, которые создают благоприятные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов.

В нарушение ст.65 АПК РФ ответчиком доказательств существования рынка услуг по организации конкурса по размещению государственного заказа и рынка государственных заказчиков не представлено. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 услуги по организации конкурса по размещению государственного заказа не предусматривает.

В силу ст.10 Федерального закона от 22.04.99 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" отношения, возникающие между организатором конкурса и исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, между государственными заказчиками антимонопольным законодательством не регулируются. Вывод апелляционной инстанции о том, что п.п.1, 2, 5 распоряжения N 621, распространяющийся на деятельность государственных заказчиков, носит рекомендательный характер, следует признать верным. Данные пункты не устанавливают обязанностей для областных государственных заказчиков и не предусматривает ответственности за их неисполнение.

Согласно ст.2 указанного Закона организатором конкурса является государственный заказчик в лице федерального органа исполнительной власти, а также юридическое лицо, которому государственный заказчик на условиях договора передал часть своих функций по проведению конкурса.

Наделение ГП "Оренбургоблпродконтракт" полномочиями государственного заказчика соответствует положениям Федерального закона от 13.12.1994 N 60 "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (ч.1 ст.3 Закона), применение которого возможно по аналогии (ст.6 ГК РФ).

Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что Указ Президента N 305 от 08.04.97, положенный в основу решения и предписания антимонопольного органа, регулирует отношения по размещению государственного заказа на закупку продукции на конкурсной основе, а не правоотношения по организации конкурсов (п.п.1, 2 Положения, утвержденного Указом). Согласно ст.2 Федерального закона от 22.04.99 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" конкурс представляет собой способ выявления поставщика товаров для государственных нужд, но не организатора конкурса.

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц, может быть признан судом недействительным.

Суд апелляционной инстанции, правильно применив указанные нормы материального права, обоснованно принял решение об удовлетворении исковых требований в указанной части. Пункты 1, 2, 5 распоряжения главы администрации Оренбургской области N 621 от 04.09.2001 соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права иных хозяйствующих субъектов, в связи с чем, решение и предписание Оренбургского территориального управления МАП России являются незаконными.

Исходя из изложенного, выводы суда апелляционной инстанции правильны, основаны на материалах дела и требованиях законодательства, нарушений норм материального и процессуального права не установлено.

В остальной части постановление апелляционной инстанции в установленном законом порядке не обжалуется.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, судебный акт отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Постановление апелляционной инстанции от 24.03.2003 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-2436/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
...

      Судьи
...

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А47-2436/02
Ф09-1809/03АК
Принявший орган: Арбитражный суд Уральского округа
Дата принятия: 26 июня 2003

Поиск в тексте