ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 ноября 2003 года Дело N А05-5295/03-248/20


[Кассационная инстанция пришла к выводу, что ИМНС правомерно привлекла общественную организацию к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ, так как организацией нарушены требования пункта 2 статьи 15 Закона о бухучете в части сроков предоставления годовой бухгалтерской отчетности]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Зубаревой Н.А., судей: Кочеровой Л.И., Дмитриева В.В., рассмотрев 04.11.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.06.2003 по делу N А05-5295/03-248/20 (судья Калашникова В.А.), установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску (далее - налоговая инспекция) в порядке статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с Северодвинской городской общественной организации участников вооруженного конфликта в Чеченской Республике "Грозный" (далее - Общественная организация) налоговых санкций в сумме 150 руб. за несвоевременное представление в налоговые органы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о целевом использовании бюджетных средств за 2001 год.

Решением суда от 27.06.2003 в требованиях налоговой инспекции отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 27.06.2003 и удовлетворить ее требования. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы материального права.

Представители сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общественная организация зарегистрирована Управлением юстиции администрации Архангельской области 22.04.97 (лист дела 3, копия свидетельства о регистрации общественного объединения от 22.04.97 N 526).

Общественной организацией 19.12.2002 в налоговую инспекцию представлены: бухгалтерский баланс на 01.01.2002, отчет о прибылях и убытках за 2001 год, отчет о целевом использовании полученных средств за 2001 год.

Налоговой инспекцией 31.12.2002 проведена камеральная налоговая проверка представленных Общественной организацией документов, в результате которой установлена несвоевременность их представления, о чем составлено информационное письмо от 31.12.2002 N 34-17/41130.

Решением налоговой инспекции от 16.01.2003 N 34-17/171 Общественная организация привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за непредставление в установленный срок бухгалтерской отчетности в виде взыскания 150 руб. штрафа (50 руб. за каждый документ).

Общественной организацией в добровольном порядке штраф не уплачен, в связи с чем налоговая инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что суд неправомерно отказал в требовании налоговой инспекции, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21.11.96 N 126-ФЗ* "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон) бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

________________

*Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "N 129-ФЗ" - Примечание "КОДЕКС".

Пунктом 4 статьи 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом.

В статье 15 Федерального закона установлены адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности.

Так, на основании пункта 1 статьи 15 Федерального закона, все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона предусмотрена обязанность организаций, за исключением бюджетных и общественных организаций, представления квартальной бухгалтерской отчетности в течение 30 дней по окончании квартала, а годовой - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 и пунктом 4 статьи 15 Федерального закона общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет о целевом использовании полученных средств.

Системный анализ приведенных норм закона позволяет сделать вывод о том, что общественной организации, не осуществляющей предпринимательской деятельности и не имеющий, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), Федеральным законом предоставлено право представлять лишь годовую бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе.

Для всех организаций отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.

Так как Федеральный закон не устанавливает иные сроки представления общественными организациями (объединениям) и их структурными подразделениями, не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), годовой бухгалтерской отчетности, на них распространяются общие требования пункта 2 статьи 15 Федерального закона в части сроков предоставления годовой бухгалтерской отчетности - в течение 90 дней по окончании года.

Таким образом, Общественная организация была обязана представить годовую бухгалтерскую отчетность за 2001 год в срок до 01.04.2002, однако представила ее 19.12.2002, то есть с пропуском установленного законом срока. В связи с этим налоговая инспекция решением от 16.01.2003 N 34-17/171 правомерно привлекла Общественную организацию к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ.

При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований. Поэтому решение от 27.06.2003 подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.06.2003 по делу N А05-5295/03-248/20 отменить.

Взыскать с Северодвинской городской общественной организации участников вооруженного конфликта в Чеченской Республике "Грозный" 150 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Взыскать с Северодвинской городской общественной организации участников вооруженного конфликта в Чеченской Республике "Грозный" в федеральный бюджет 100 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.

     Председательствующий
Н.А.Зубарева

Судьи:
Л.И.Кочерова
В.В.Дмитриев

Текст документа сверен по:

рассылка