ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 ноября 2003 года Дело N А42-3207/03-20


[Суд правомерно отказал ИМНС в удовлетворении заявления о привлечении общества к налоговой ответственности, так как пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Зубаревой Н.А., судей: Кочеровой Л.И., Дмитриева В.В., рассмотрев 04.11.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.06.2003 по делу N А42-3207/03-20 (судья Драчева Н.И.), установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Металлоптторг" (далее - Общество) 15000 руб. штрафа по пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и 2100 руб. штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ, всего - 17100 руб.

Решением суда от 16.06.2003 требования налоговой инспекции удовлетворены частично. С Общества взыскан штраф в сумме 15000 руб. за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 120 НК РФ, в остальной части заявления отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 16.06.2003 в части отказа во взыскании штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Представители сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением администрации города Мурманска от 11.08.99 N 2362, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации предприятия N 6043, серия 000 (том 2, лист дела 43).

Налоговой инспекцией в период с 19.08.2002 по 02.10.2002 проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления, уплаты налогов и сборов за период с 19.08.99 по 31.12.99.

По результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 06.11.2002 N 1342, который в тот же день подписан налогоплательщиком и вручен ему.

Требования налоговой инспекции от 12.08.2002 и от 30.08.2002 о предоставлении документов для проведения выездной налоговой проверки Обществом исполнено не в полном объеме. В акте выездной проверки от 06.11.2002 (пункт 4) указано, что Обществом не представлено 42 документа. Налоговая инспекция составила реестр непредставленных документов в виде приложения N 9 к акту выездной налоговой проверки (том 2, листы дела 17-18).

Кроме того, в акте проверки отражено, что Общество допустило грубые нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, выразившиеся в отсутствии регистров бухгалтерского учета за весь проверяемый период, а также систематическом неправильном отражении на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, повлекшем занижение налоговой базы и неполную уплату налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налога на пользователей автодорог, а также налога с продаж.

На основании акта выездной налоговой проверки налоговым органом принято решение от 29.11.2002 N 11327 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Согласно данному решению Обществу доначислены суммы неуплаченных налогов в размере 35595 руб. и 24379 руб. пеней за несвоевременную уплату налогов. Общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде взыскания штрафов в сумме 15000 руб. и 2100 руб. по пункту 3 статьи 120 НК РФ и по пункту 1 статьи 126 НК РФ соответственно.

Поскольку штраф в добровольном порядке не уплачен, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговых санкций.

Удовлетворяя заявленные требования частично, суд правомерно исходил из следующего.

Согласно статье 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у налогоплательщика необходимые для проверки документы. В случае отказа должностное лицо налогового органа, производящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ. Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.

Из названных норм закона следует, что истребуемые налоговой инспекцией документы должны быть у налогоплательщика в наличии.

Как установлено судом первой инстанции, регистры бухгалтерского учета за проверяемый период были утеряны при передаче дел бухгалтерами, что является нарушением статьи 23 НК РФ и статьи 17 Федерального закона от 21.11.95 N 129 "О бухгалтерском учете".

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, является правомерным. У кассационной инстанции нет оснований для переоценки и отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.06.2003 по делу N А42-3207/03-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
Н.А.Зубарева

Судьи:
Л.И.Кочерова
В.В.Дмитриев

Текст документа сверен по:

рассылка