ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 ноября 2003 года Дело N А42-1316/03-17


[Кассационная инстанция отменила состоявшиеся судебные акты и отказала в иске, указав, что
ИМНС вправе провести выездную налоговую проверку правильности уплаты ЕСН в обособленном подразделении общества, вне рамок проверки организации-налогоплательщика]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Дмитриева В.В., судей: Кочеровой Л.И., Шевченко А.В., при участии: от федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" Клевцова Д.В. (доверенность от 28.11.2002 N Ю-11/507), Гулевской О.А. (доверенность от 11.09.2002 N 11/5-04); от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Мурманской области Гусева Н.И. (доверенность от 31.01.2003 N 18/14-12-13/25), рассмотрев 04.11.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Мурманской области на решение от 15.05.2003 (судья Сигаева Т.К.) и постановление апелляционной инстанции от 24.07.2003 (судьи: Сачкова Н.В., Мунтян Л.Б., Востряков К.А.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-1316/03-17, установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - ФГУП ОЖД) обратилось в Арбитражный Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Мурманской области (далее - налоговая инспекция) от 07.02.2003 N 49 о проведении выездной налоговой проверки обособленного подразделения ФГУП ОЖД - Кандалакшской дистанции пути по вопросу правильности исчисления, полноты уплаты единого социального налога, зачисляемого в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации за период с 01.01.2001 по 31.12.2002.

Решением суда от 15.05.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.07.2003, требования ФГУП ОЖД удовлетворены.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применением судебными инстанциями норм материального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ФГУП ОЖД.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судом, налоговая инспекция приняла решение от 07.02.2003 N 49 о проведении выездной налоговой проверки ФГУП ОЖД в лице обособленного подразделения - Кандалакшской дистанции пути, по вопросу правильности исчисления, полноты уплаты единого социального налога, зачисляемого в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации за период с 01.01.2001 по 31.12.2002.

ФГУП ОЖД, считая, что указанное решение налоговой инспекции нарушает его права и законные интересы, обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций признали недействительным оспариваемый ненормативный акт налогового органа, сделав вывод, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрено проведение самостоятельной выездной налоговой проверки обособленного подразделения организации, не являющейся ее филиалом или представительством, вне рамок проверки организации-налогоплательщика.

Кассационная инстанция считает вывод судов ошибочным, а обжалуемые судебные акты - подлежащими отмене.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений.

Согласно пункту 1 статьи 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Как следует из материалов дела, государственное предприятие "Мурманское отделение Октябрьской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - Мурманское отделение), являясь самостоятельным юридическим лицом, до 01.10.2002 состояло на учете в налоговой инспекции по месту нахождения своего обособленного подразделения - Кандалакшской дистанции пути (далее - Дистанция).

В связи с реорганизацией Мурманское отделение с 20.08.2002 исключено из Единого государственного реестра юридических лиц и является филиалом ФГУП ОЖД, а Дистанция - структурным подразделением Мурманского отделения и обособленным подразделением ФГУП ОЖД.

На учете в налоговой инспекции по месту нахождения Дистанции с 01.10.2002 состоит ФГУП ОЖД, обязанности которого по уплате отдельных видов налогов исполняет Дистанция.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам.

Из материалов дела видно, что Дистанция имеет штат сотрудников, в пользу которых производит выплаты и иные вознаграждения, начисляемые по трудовым договорам, а, следовательно, является плательщиком единого социального налога.

Кроме того, Дистанция имеет отдельный баланс, текущий счет в кредитных учреждениях и ведет бухгалтерскую отчетность.

В соответствии с Положением Кандалакшской дистанции пути, текущий счет открывается для проведения следующих операций:

- выплат, связанных с осуществлением трудовых отношений;

- перечислений в бюджет и внебюджетные фонды установленных законодательством налогов и обязательных платежей при выполнении обязанности дороги как налогоплательщика.

Как следует из пункта 8 статьи 243 НК Российской Федерации, обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Поскольку Дистанция исполняет обязанности ФГУП ОЖД по уплате единого социального налога по месту своего нахождения, налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку Дистанции по вопросу правильности исчисления, полноты уплаты единого социального налога, и оспариваемое решение налоговой инспекции является правомерным.

При таких обстоятельствах решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 15.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 24.07.2003 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-1316/03-17 - отменить.

В удовлетворении требований федеральному государственному унитарному предприятию "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" отказать.

Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" в доход федерального бюджета 2000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

     Председательствующий
В.В.Дмитриев

Судьи:
Л.И.Кочерова
А.В.Шевченко

Текст документа сверен по:

рассылка