• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 ноября 2003 года Дело N А42-1847/03-29


[Кассационная инстанция оставила в силе решение суда, признав, что ИМНС вправе провести выездную налоговую проверку правильности и полноты уплаты ЕСН обособленным подразделением общества, вне рамок проверки организации-налогоплательщика]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Дмитриева В.В., судей: Кочеровой Л.И. и Шевченко А.В., при участии: от федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" Клевцова Д.В. (доверенность от 28.11.2002 N Ю-11/507), Гулевской О.А. (доверенность от 11.09.2002 N 11/5-04), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Мурманской области Гусева Н.И. (доверенность от 31.01.2003 N 18/14-12-13/25), рассмотрев 04.11.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Мурманской области на постановление апелляционной инстанции от 25.07.2003 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-1847/03-29 (судьи: Сачкова Н.В., Мунтян Л.Б., Востряков К.А.), установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - ФГУП ОЖД) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Мурманской области (далее - налоговая инспекция) от 19.02.2003 N 58 о проведении выездной налоговой проверки правильности исчисления и полноты уплаты ФГУП ОЖД, в лице его обособленного подразделения - Княжегубской дистанции пути, единого социального налога, зачисляемого в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации за период с 01.01.2001 по 31.12.2002.

Решением суда от 23.05.2003 ФГУП ОЖД отказано в удовлетворении заявленных требований.

Постановлением апелляционной инстанции от 25.07.2003 решение суда отменено. Заявление ФГУП ОЖД удовлетворено.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение апелляционной инстанцией норм материального права, просит отменить постановление суда и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ФГУП ОЖД.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция приняла решение от 19.02.2003 N 58 о проведении выездной налоговой проверки правильности исчисления и полноты уплаты ФГУП ОЖД в лице его обособленного подразделения - Княжегубской дистанции пути (далее - Дистанция), единого социального налога, зачисляемого в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации за период с 01.01.2001 по 31.12.2002.

ФГУП ОЖД, считая, что решением налоговой инспекции нарушаются его права и законные интересы, обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции отказал ФГУП ОЖД в удовлетворении требований.

Апелляционная инстанция отменила решение суда и признала недействительным оспариваемый ненормативный акт налогового органа, указав на то, что законодательством о налогах и сборах не предусматривается проведение самостоятельной выездной налоговой проверки обособленного подразделения организации, не являющейся ее филиалом или представительством, вне рамок проверки организации-налогоплательщика.

Кассационная инстанция считает такой вывод ошибочным, а постановление апелляционной инстанции - подлежащим отмене.

В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений.

Согласно статье 11 НК РФ обособленное подразделение организации -любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Таким образом, место нахождения обособленного подразделения также является местом учета налогоплательщика.

Как следует из материалов дела, государственное предприятие "Мурманское отделение Октябрьской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - Мурманское отделение), являясь самостоятельным юридическим лицом, до 01.10.2002 состояло на учете в налоговой инспекции по месту нахождения своего обособленного подразделения - Княжегубской дистанции пути.

В связи с реорганизацией Мурманское отделение с 20.08.2002 исключено из Единого государственного реестра юридических лиц и является филиалом ФГУП ОЖД, а Дистанция - структурным подразделением Мурманского отделения и обособленным подразделением ФГУП ОЖД.

На учете в налоговой инспекции по месту нахождения Дистанции с 01.10.2002 состоит ФГУП ОЖД, обязанности которого по уплате отдельных видов налогов исполняет Дистанция.

Статья 89 НК РФ налоговому органу предоставляется право проводить выездные проверки только налогоплательщиков, а не филиалов или обособленных подразделений. Данные положения согласуются с текстом документа, составляемого по результатам проверки - решения о привлечении налогоплательщика к ответственности (либо об отказе), направлении требований об уплате налогов и пеней. Именно с учетом сложности и трудоемкости проведения выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

В соответствии со статьями 1 и 2 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов. Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов.

При этом назначение выездной налоговой проверки налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) осуществляется в общеустановленном порядке согласно требованиям части первой Налогового кодекса Российской Федерации, а также Порядка назначения выездных налоговых проверок, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 08.10.99 N АП-3-16/318 (зарегистрировано в Минюсте России 15.11.99 за N 1978).

В названных документах, допускается назначение выездной налоговой проверки налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) налоговым органом, в котором указанные лица не состоят на учете, по согласованию с налоговым органом по месту учета этих лиц. Суд кассационной инстанции считает, что предоставление налоговым органам таких полномочий согласуются с положениями пункта 32 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5.

Более того, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ плательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам.

Из материалов дела видно, что Дистанция имеет штат сотрудников, в пользу которых производит выплаты и вознаграждения, начисляемые по трудовым договорам, а следовательно, является плательщиком единого социального налога.

Кроме того, Дистанция имеет отдельный баланс, текущий счет в кредитных учреждениях и ведет бухгалтерскую отчетность.

В соответствии с Положением о Княжегубской дистанции пути текущий счет открывается для осуществления следующих операций:

- "выплат, связанных с осуществлением трудовых отношений;

- перечислений в бюджет и внебюджетные фонды установленных законодательством налогов и обязательных платежей при выполнении обязанности дороги как налогоплательщика".

Как следует из пункта 8 статьи 243 НК РФ, обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также представляют расчеты по налогу и налоговые декларации по месту своего нахождения.

Поскольку Дистанция исполняет обязанности ФГУП ОЖД по уплате единого социального налога по месту своего нахождения, налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку правильности исчисления и полноты уплаты налогоплательщиком единого социального налога, по месту деятельности нахождения) Дистанции, таким образом, оспариваемое решение налоговой инспекции является правомерным.

При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Постановление апелляционной инстанции от 25.07.2003 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-1847/03-29 отменить.

Оставить в силе решение того же суда от 23.05.2003 по данному делу.

Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" в доход федерального бюджета 2000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

     Председательствующий
В.В.Дмитриев

Судьи:
Л.И.Кочерова
А.В.Шевченко

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А42-1847/03-29
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 06 ноября 2003

Поиск в тексте