• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 ноября 2003 года Дело N А42-791/03-15


[Суд признал неправомерным привлечение ФГУП ОЖД к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, поскольку занижение налоговой базы в измененной декларации по налогу на пользователей автодорог, не привело к неуплате (неполной уплате) налога]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Дмитриева В.В., судей: Кочеровой Л.И., Шевченко А.В., при участии: от федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" Клевцова Д.В. (доверенность от 28.11.2002 N Ю-11/507), Гулевской О.А. (доверенность от 11.09.2002 N 11/5-04); от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Мурманской области Гусева Н.И. (доверенность от 31.01.2003 N 18/14-12-13/25), рассмотрев 04.11.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Мурманской области на решение от 20.05.2003 (судья Евтушенко О.А.) и постановление апелляционной инстанции от 29.07.2003 (судьи: Сачкова Н.В., Мунтян Л.Б., Востряков К.А.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-791/03-15, установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - ФГУП ОЖД) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Мурманской области (далее - налоговая инспекция) от 27.11.2002 N 02-07/1-1/1-155 о привлечении ФГУП ОЖД к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде 182542 руб. штрафа за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог, доначислении 912711 руб. налога и 78315 руб. пеней, а также требования N 129 об уплате налога по состоянию на 04.12.2002.

Решением суда от 20.05.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.07.2003, требования ФГУП ОЖД удовлетворены.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и отказать ФГУП ОЖД в удовлетворении заявленных требований.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, обособленное подразделение ФГУП ОЖД - Княжегубская дистанция пути (далее - Дистанция) 15.10.2002 представило в налоговый орган измененную налоговую декларацию по налогу на пользователей автомобильных дорог за I квартал 2002 года, согласно которой у налогоплательщика отсутствовала подлежащая уплате сумма налога.

В ходе камеральной проверки декларации налоговая инспекция установила неуплату Дистанцией 912711 руб. налога на пользователей автомобильных дорог за I квартал 2002 года.

По результатам проверки налоговая инспекция приняла решение от 27.11.2002 N 02-07/1-1/1-155 о привлечении ФГУП ОЖД к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде 182542 руб. штрафа за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог, доначислении 912711 руб. налога и 78315 руб. пеней.

Требованием налогового органа от 04.12.2002 N 129 ФГУП ОЖД предложено в пятидневный срок уплатить указанные суммы недоимки и пеней.

ФГУП ОЖД, посчитав названные ненормативные акты налогового органа незаконными, обжаловало их в арбитражный суд.

Признавая решение и требование налоговой инспекции недействительными, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.

В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений.

Согласно пункту 1 статьи 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Как следует из материалов дела, государственное предприятие "Мурманское отделение Октябрьской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - Мурманское отделение), являясь самостоятельным юридическим лицом, до 01.10.2002 состояло на учете в налоговой инспекции по месту нахождения своего обособленного подразделения - Княжегубской дистанции пути.

В связи с реорганизацией Мурманское отделение с 20.08.2002 исключено из Единого государственного реестра юридических лиц и является филиалом ФГУП ОЖД, а Дистанция - структурным подразделением Мурманского отделения и обособленным подразделением ФГУП ОЖД.

На учете в налоговой инспекции по месту нахождения Дистанции с 01.10.2002 состоит ФГУП ОЖД, обязанности которого по уплате отдельных видов налогов исполняет Дистанция.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон о дорожных фондах) налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Из материалов дела видно, что Дистанция имеет отдельный баланс, текущий счет в кредитных учреждениях и ведет бухгалтерскую отчетность.

Следовательно, до 20.08.2002 Дистанция исполняла обязанность Мурманского отделения по уплате налога на пользователей автомобильных дорог по месту своего нахождения и сумма указанного налога за I квартал 2002 года подлежала уплате Мурманским отделением по месту нахождения Дистанции.

Судебными инстанциями установлено, что согласно первоначально представленной 22.04.2002 декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за I квартал 2002 года сумма подлежащего уплате налога составляла 912711 руб. Данная сумма уплачена Мурманским отделением по месту нахождения Дистанции, что подтверждается материалами дела.

Более того, Мурманское отделение повторно уплатило налог за I квартал 2002 года по месту своего нахождения, включив 912711 руб. налога в общую сумму налога на пользователей автомобильных дорог за первое полугодие 2002 года.

Факт повторной уплаты Мурманским отделением налога на пользователей автомобильных дорог за I квартал 2002 года по оборотам обособленных подразделений, в том числе Дистанции, подтверждается письмом от 16.12.2002 N 70-02-07-4/13513 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области.

Считая налог на пользователей автомобильных дорог за I квартал 2002 года уплаченным, Дистанция 15.10.2002, после реорганизации, представила в налоговый орган измененную декларацию по данному налогу за I квартал 2002 года, согласно которой сумма подлежащего уплате налога равна нулю.

Поскольку занижение налоговой базы в измененной декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за I квартал 2002 года не привело к неуплате (неполной уплате) налога за указанный период, привлечение ФГУП ОЖД к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ является неправомерным.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Как следует из пункта 4 статьи 69 НК Российской Федерации, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

В нарушение указанных норм в оспариваемом требовании не указан срок уплаты налога.

В силу подпункта "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1) и пункта 1 статьи 3 Закона о дорожных фондах к федеральным налогам относятся налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, в том числе налог на пользователей автомобильных дорог. Налоги зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 19 Закона N 2118-1 федеральные налоги и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации.

Пунктом 10 названного Порядка установлено, что налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.

Вместе с тем согласно положениям пункта 6 приложения 38 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год" от 27.12.2000 N 150-ФЗ, пункта 7 приложения 17 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" от 30.12.2001 N 194-ФЗ действие постановления Верховного Совета Российской Федерации "Об утверждении Порядка образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации" на 2001-2002 годы приостановлено.

Положением о порядке образования и использования целевого бюджетного территориального дорожного фонда Мурманской области (приложение N 1 к Закону Мурманской области от 20.12.2001 N 321-01-ЗМО) не установлены сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Поскольку отчетные периоды для уплаты налога на пользователей автомобильных дорог законодательно не установлен, проверить правильность и обоснованность начисления спорной суммы пеней невозможно, и у Дистанции отсутствует недоимка по указанному налогу за I квартал 2002 года, налоговая инспекция неправомерно доначислила ФГУП ОЖД 912711 руб. налога за указанный период и 78315 руб. пеней за несвоевременную его уплату.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 20.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 29.07.2003 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-791/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Мурманской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
В.В.Дмитриев

Судьи:
Л.И.Кочерова
А.В.Шевченко

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А42-791/03-15
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 04 ноября 2003

Поиск в тексте