ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 ноября 2003 года Дело N А42-302/03-25


[Кассационная инстанция отменила состоявшиеся судебные акты, а дело направила на новое рассмотрение, поскольку суды не исследовали факт неприменения обществом к ставкам земельного налога повышающих коэффициентов, установленных законами субъекта РФ]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Корабухиной Л.И., судей: Асмыковича А.В., Троицкой Н.В., при участии: от открытого акционерного общества "Апатит" юрисконсульта Корьевой Н.П. (доверенность от 31.07.2002 N 2/259), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области заместителя начальника отдела Бикиной И.А. (доверенность от 10.01.2003 N 2), рассмотрев 05.11.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области на решение от 21.03.2003 (судья Востряков К.А.) и постановление апелляционной инстанции от 22.07.2003 (судьи: Сачкова Н.В., Мунтян Л.Б., Сигаева Т.К.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-302/03-25, установил:

Открытое акционерное общество "Апатит" (далее - общество) обратилось в Арбитражный Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области (далее - ИМНС, инспекция) от 30.12.2002 N 02-23/6487 и требований N 1 и N 2 об уплате налога и пеней по состоянию на 08.01.2003.

Решением от 21.03.2003 суд удовлетворил заявленные обществом требования

Постановлением апелляционной инстанции от 22.07.2003 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права. По мнению подателя жалобы, судебные инстанции не приняли во внимание, что ставка земельного налога, установленная Федеральным законом от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Оплате за землю" является "базовой", которая в соответствии с положениями пункта 3 статьи 2 указанного Закона должна ежегодно индексироваться. Инспекция также считает, что действие пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не распространяется на федеральные законы от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" (далее - Закон N 36-ФЗ), от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (далее - Закон N 227-ФЗ), от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" (далее - Закон N 150-ФЗ), от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (далее - Закон N 194-ФЗ), поскольку они регулируют бюджетные правоотношения и не изменяют ни существенных элементов налогообложения, ни установленного порядка исчисления земельного налога.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения, а принятые по делу судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель ИМНС поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества - возражения на них.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, общество 18.11.2002 представило в инспекцию уточненные сводные налоговые декларации по земельному налогу за 1999, 2000, 2001 и 2002 годы, согласно которым сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уменьшена по сравнению с суммами, указанными в первоначально поданных декларациях на 19397293 руб. 81 коп.

Общество произвело перерасчет земельного налога за указанные периоды, полагая, что при первоначальном исчислении налога оно ошибочно применило коэффициенты индексации земельного налога, в том числе коэффициент "2" при расчете налога на 2000, 2001 и 2002 годы, установленный статьей 15 Закона N 36-ФЗ и коэффициент "1,2" при расчете налога за 2001 и 2002 годы, установленный статьей 18 Закона N 227-ФЗ, поскольку их применение ограничивается соответственно 1999 и 2000 годами; а также ошибочно применило коэффициент "2" при расчете налога за 1999 год, установленной статьей 15 Закона N 36-ФЗ, коэффициент "1,2" при расчете налога на 2000 год, установленный статьей 18 Закона N 227-ФЗ и коэффициент "2" при расчете налога в 2002 году, установленный статьей 14 Закона N 194-ФЗ и Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" (далее - Закон N 163-ФЗ), поскольку указанные нормы актов законодательства, устанавливающие данные коэффициенты, не вступили в законную силу.

Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных обществом уточненных сводных налоговых деклараций по земельному налогу за 1999-2002 годы, по результатам которой приняла решение от 30.12.2002 N 02-23/6487 о привлечении общества к налоговой ответственности за неполную уплату земельного налога за 2002 год в результате его неправильного исчисления в виде взыскания 875227 руб. 27 коп. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, а также предложила ему добровольно погасить 15021155 руб. 98 коп. недоимки по земельному налогу за 1999-2001 годы и 4376137 руб. 83 коп. - за 2002 год. На основании данного решения ИМНС выставила обществу требования N 1 и N 2 по состоянию на 08.01.2003 об уплате доначисленных сумм налога в срок до 16.01.2003.

В обоснование принятого решения Инспекция указала на то, что общество в нарушение Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", Закона N 36-ФЗ, Закона N 227-ФЗ, Закона N 163-ФЗ занизило земельный налог за 1999-2002 годы на сумму 19397293 руб. 81 коп., поскольку федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и Закон N 163-ФЗ не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, а, следовательно, на них не распространяются положения пункта 1 статьи 5 НК РФ.

Общество не согласилось с принятыми инспекцией ненормативными актами и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, признали неправомерным доначисление обществу земельного налога за 2000-2002 годы с применением к ставке налога коэффициента "2", установленного Законом N 36-ФЗ, а в 2001 и 2002 годах - коэффициента "1,2", установленного Законом N 227-ФЗ на 2000 год, поскольку нормы законов о бюджете являются срочными, а, следовательно, их действие прекращается по истечении последней даты регулируемого соответствующими нормами периода времени.

Кассационная инстанция считает эти выводы судебных инстанций правильными, поскольку по смыслу статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного "2", ограничивается 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный финансовый год. Аналогичные правоотношения в следующем году регламентировались Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год", которым введен новый повышающий земельную ставку коэффициент - "1,2". Применение коэффициента "1,2" также ограничивается 2000 годом. Обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.

Вместе с тем судебные инстанции недостаточно исследовали и не дали правовой оценки тому обстоятельству, что общество в уточненных сводных налоговых деклараций по земельному налогу за 1999, 2000, 2001 и 2002 годы не применило никаких повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога.

Закон Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" устанавливает средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли. Однако налогоплательщики в силу статьи 8 данного Закона уплачивают земельный налог по ставкам, дифференцированным по местоположению земельных участков и зонам различной градостроительной ценности, а не по средним ставкам.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. При этом согласно пункту 2 этой же нормы земельный налог устанавливается законодательными актами республик в составе: Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.

В силу пункта 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом, и не могут автоматически повышаться в связи с введением федеральными законами коэффициента, повышающего средние ставки, поскольку это противоречит как статье 53 НК РФ, так и конституционно установленным принципам налогообложения. По смыслу постановления Конституционного суда Российской Федерации от 08.10.97 N 13-П "По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14.07.95 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году" средняя ставка земельного налога, установленная федеральным законодательством, является пределом, ограничивающим право представительного органа власти субъекта Российской Федерации на повышение дифференцированных ставок налога.

Таким образом, при расчете земельного налога налогоплательщики должны применять дифференцированные ставки земельного налога, установленные законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 7 Закона Мурманской области от 19.04.99 N 143-01-ЗМО "Об областном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2"; статьей 8 Закона Мурманской области от 17.03.2000 N 182-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с коэффициентом "1,2"; статьей 7 Закона Мурманской области от 20.12.2001 N 316-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2002 год" также установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом "1,12" для всех категорий земель.

В силу пункта 2 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня его подписания.

Следовательно, при исчислении земельного налога в 1999-2002 годах подлежали применению дифференцированные ставки земельного налога с применением повышающих коэффициентов, установленных законами Мурманской области.

Судебные инстанции при разрешении настоящего дела не учли указанные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, в связи с чем дело следует направить на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует предложить сторонам представить расчет земельного налога, подлежащего уплате обществом в 1999-2002 годах, с учетом толкования закона, излаженного в постановлении суда кассационной инстанции, установить в каком размере он подлежал уплате в бюджет, и с учетом установленных обстоятельств дела, рассмотреть спор по существу заявленных обществом требований.

Учитывая излаженное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 21.03.2003 и постановление апелляционной инстанции от 22.07.2003 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-302/03-25 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

     Председательствующий
Л.И.Корабухина

Судьи:
А.В.Асмыкович
Н.В.Троицкая

Текст документа сверен по:

рассылка