• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2003 года Дело N А66-1498-03


[Суд признал незаконным бездействие департамента финансов субъекта РФ, выразившегося в недофинансировании предприятия бюджетными средствами, в качестве компенсации затрат, возникающих в связи с предоставлением гражданам бесплатного проезда в городском транспорте на основании Федерального закона "О ветеранах"]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Хохлова Д.В., судей: Бухарцева С.Н., Ветошкиной О.В., при участии: от департамента финансов Тверской области Осипенко В.С. (доверенность от 16.07.2003), Пуляевой Е.О. (доверенность от 21.07.2003), от муниципального унитарного предприятия "Тверское трамвайно-троллейбусное управление" Игнатова А.В. (доверенность от 18.04.2003), от администрации города Твери Комаровой А.А. (доверенность от 25.07.2003), от управления по социальной защите населения администрации города Твери Комаровой А.А. (доверенность от 11.11.2003), рассмотрев 24.11.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента финансов Тверской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тверской области от 18.08.2003 по делу N А66-1498-03 (судьи: Владимирова Г.А., Ильина В.Е., Потапенко Г.Я.), установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Тверское трамвайно-троллейбусное управление" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным бездействия департамента финансов Тверской области (далее - департамент финансов) и департамента социальной защиты населения Тверской области (далее - департамент соцзащиты), выразившегося в недофинансировании предприятия бюджетными средствами в установленном размере и об обязании устранить допущенные нарушения.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены администрация города Твери и управление по социальной защите населения администрации города Твери.

Решением суда от 06.05.2003 в удовлетворении заявленных предприятием требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 18.08.2003 решение суда отменено. Заявленные предприятием требования удовлетворены.

В кассационной жалобе департамент финансов просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда. По мнению подателя жалобы, предприятие не имеет права на компенсацию в размере недофинансирования, поскольку не является бюджетополучателем.

Кроме того, департамент финансов указывает, что финансирование в 2002 году осуществлялось с учетом дефицита областного бюджета и исходя из фактического исполнения доходной части областного бюджета. Податель кассационной жалобы считает, что устранение нарушенных прав предприятия повлечет нарушение положений закона Тверской области "Об областном бюджете Тверской области на 2002 год" (далее - закон об областном бюджете).

В судебном заседании представители департамента финансов поддержали доводы кассационной жалобы, а представители предприятия, администрации города Твери и управления по социальной защите населения администрации города Твери возражали против ее удовлетворения.

Дело рассмотрено без участия представителей департамента соцзащиты, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что предприятие осуществляло 2002 году перевозку граждан, пользующихся правом на бесплатный проезд в городском транспорте на основании Федерального закона "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах).

В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 1 статьи 10 Закона о ветеранах расходы на оплату проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что порядок возмещения указанных расходов утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Порядка финансирования текущих расходов по реализации Федерального закона "О ветеранах", а также погашения задолженности по выплате государственного ежемесячного пособия на ребенка за 1997-2000 годы, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 04.04.2002 N 104-па, расходы на оплату проезда в общественном транспорте возмещаются за счет средств областного бюджета в пределах сумм, утвержденных законом Тверской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Указанные средства перечисляются департаментом финансов Тверской области департаменту социальной защиты населения Тверской области для дальнейшего перечисления на текущие счета органов социальной защиты населения муниципальных образований. Соответствующий орган местного управления, орган социальной защиты населения муниципального образования и транспортное предприятие заключают трехсторонний договор на оказание данных услуг.

Приложением N 11 к закону об областном бюджете на реализацию Закона о ветеранах в части льготного проезда в общественном транспорте города Твери предусмотрены расходы в размере 64097000 руб.

Как следует из материалов дела, предприятие в 2002 году должно было получить 41889000 руб. из областного бюджета. По состоянию на 05.02.2003 заявителем получено из областного бюджета 32637000 рублей.

Доказательств законности неперечисления средств областного бюджета в размере 9252 тыс.руб. департамент финансов и департамент соцзащиты не представили.

Довод департамента финансов о том, что предприятие не является бюджетополучателем и поэтому ему не следует компенсировать расходы, отклоняется кассационной инстанцией, поскольку обязанность по их возмещению на основании Закона о ветеранах за счет средств областного бюджета имеет характер компенсации коммерческим организациям затрат, возникающих в связи с включением этих организаций в механизм реализации предоставляемых за счет бюджетных средств отдельным категориям лиц прав и льгот.

Кассационная инстанция считает также несостоятельной ссылку департамента финансов на дефицит областного бюджета. Бюджетный дефицит не может служить основанием для переложения соответствующих финансовых затрат на организации, понесшие убытки в связи с исполнением Закона о ветеранах.

На основании изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт является законным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тверской области от 18.08.2003 по делу N А66-1498-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу департамента финансов Тверской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
Д.В.Хохлов

Судьи:
С.Н.Бухарцев
О.В.Ветошкина

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А66-1498-03
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 27 ноября 2003

Поиск в тексте