ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2003 года Дело N А66-1873-03


[Суд удовлетворил за счет средств бюджета субъекта РФ иск о взыскании убытков, понесенных истцом в связи с предоставлением инвалидам льгот при взимании платы за содержание жилищного фонда и внутридомовых сетей во исполнение Закона "О социальной защите инвалидов", поскольку недофинансирование имело место при исполнении бюджета субъекта РФ]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Изотовой С.В., судей: Кирилловой И.И. и Чертилиной З.А., рассмотрев 24.11.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 31.07.2003 по делу N А66-1873-03 (судья Буркова Л.В.), установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 17" (далее - МУП "РЭП N 17") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов Тверской области (далее - Департамент) о взыскании 21017 руб. 62 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления инвалидам льгот при взимании платы за содержание жилищного фонда и внутридомовых сетей во исполнение Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" (далее - Закон).

Определением от 31.03.2003 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Единый расчетный кассовый центр" (далее - ООО "ЕРКЦ") и Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Тверской области (далее - Минфин РФ).

До вынесения решения истец отказался от исковых требований в части взыскания 7378 руб. 68 коп. убытков от предоставления льгот инвалидам при взимании платы за содержание внутридомовых сетей, а также уменьшил размер исковых требований в оставшейся части до 9473 руб. 41 коп.

Решением от 31.07.2003 с Департамента за счет казны Тверской области взыскано 9473 руб. 41 коп. убытков, возникших вследствие предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг; в части взыскания 7378 руб. 68 коп. производство по делу прекращено, в остальной части в иске отказано.

В кассационной жалобе Департамент просит решение отменить, в иске отказать. Податель жалобы считает, что причинение убытков коммерческой организации обусловлено выделением из федерального бюджета недостаточных средств для реализации льгот, предусмотренных федеральным законодательством, что свидетельствует о наличии вины в бездействии федеральных органов. По мнению Департамента, суд не применил положения статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведшее к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней, осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных Законом льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотрено статьей 15.6* Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", который принят только 06.05.2003. Как указано в кассационной жалобе, в разделе 4 "Разграничение расходных полномочий" Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, предусмотрено, что обязательства по финансированию расходов (предоставлению общественных услуг), нормативно-правовое регулирование которых в основном осуществляется властями более высокого уровня, могут быть закреплены за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенции).

     ________________
   *Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Департамент, МУП "РЭП N 17", Минфин РФ, ООО "ЕРКЦ" о времени и месте слушания дела надлежащим образом извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, МУП "РЭП N 17" в октябре-ноябре 2002 года в соответствии с Законом при взимании платы за услуги по содержанию жилых домов и придомовых территорий, а также платы за содержание внутридомовых территорий учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для соответствующих категорий граждан, проживающих на территории Московского района города Твери в домах муниципального жилого фонда. Возникновение в связи с этим у истца убытков в заявленном размере послужило основанием для обращения МУП "РЭП N 17" в арбитражный суд.

Судом установлен факт оказания истцом услуг по содержанию жилых домов и придомовых территорий, в том числе и льготным категориям потребителей. Данный вывод суда подтверждается материалами дела и не оспаривается подателем жалобы.

По мнению кассационной инстанции, суд при наличии доказательств, документально подтверждающих факт предоставления льгот инвалидам, проживающим на указанной территории, пришел к правильному выводу об обоснованности предъявляемого требования о взыскании 9473 руб. 41 коп.

Согласно статье 17 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Статьей 17 Закона предусмотрено, что порядок предоставления льгот определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901 (далее - Правила), финансирование расходов, связанных с их реализацией, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, Правилами установлено разграничение бюджетных полномочий по финансированию обязательств, вытекающих из Закона.

В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты населения относится к расходам, совместно финансируемым за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, причем согласно пункту 2 названной статьи распределение и закрепление таких расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются соответствующими законами о бюджетах.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено выделение Тверской области из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации 96366 тыс.руб. на реализацию Закона. Указанная денежная сумма перечислена Департаменту через Управление Федерального казначейства по Тверской области (т.1, л.д.115).

Законом Тверской области в областном бюджете на 2002 год предусмотрено дополнительно к сумме финансирования из федерального бюджета выделение средств из областного бюджета в сумме 11824 тыс.руб., однако, как установлено судом, в 2002 году денежные средства из областного бюджета на компенсацию инвалидам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг по городу Твери выделены в неполном объеме.

Поскольку недофинансирование имело место при исполнении бюджета Тверской области, суд сделал правильный вывод, что компенсация затрат истца на оказание льгот должна производиться за счет средств бюджета Тверской области.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Тверской области от 31.07.2003 по делу N А66-1873-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента финансов Тверской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
С.В.Изотова

Судьи:
И.И.Кириллова
З.А.Чертилина

Текст документа сверен по:

рассылка