ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 ноября 2003 года Дело N А29-2306/2003-3э


[Установив, что компенсация затрат истца не произведена вследствие отсутствия надлежащего финансирования из федерального бюджета, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 16, 1069, 1071 ГК РФ, решением удовлетворил исковые требования за счет казны Российской Федерации]

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Синякиной Т.В., судей Каширской Н.А., Терешиной Н.М. без участия представителей рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми на постановление апелляционной инстанции от 12.08.2003 по делу N А29-2306/2003-3э Арбитражного суда Республики Коми, принятое судьями Горбатовым Ф.П., Юркиной Л.Ю., Вакулинской М.В., по иску открытого акционерного общества "Связь" к Министерству финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по Республики Коми, Управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования "Койгородский район" третьи лица - Министерство Республики Коми по социальным вопросам, финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Койгородском районе и Министерство финансов Республики Коми о взыскании 116 635 рублей 17 копеек и установил:

открытое акционерное общество "Связь" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по Республике Коми (далее -УФК по Республике Коми), Управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования "Койгородский район" о возмещении 116 635 рублей 17 копеек убытков, связанных с предоставлением в 1999 и 2000 годах гражданам льгот по услугам связи на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Определениями от 16.04.2003, 16.05.2003 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство Республики Коми по социальным вопросам, финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Койгородском районе и Министерство финансов Республики Коми.

Установив, что компенсация затрат истца не произведена вследствие отсутствия надлежащего финансирования из федерального бюджета, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, решением от 25.06.2003 удовлетворил исковые требования за счет казны Российской Федерации.

Апелляционная инстанция постановлением от 12.08.2003 внесла изменение в названное решение, взыскала в пользу ОАО "Связь" компенсацию за услуги, оказанные во 2, 3, 4-м кварталах 2000 года, в размере 64 496 рублей 54 копеек; в удовлетворении остальной части требований отказала, применив срок исковой давности.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, УФК по Республике Коми обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции от 12.08.2003 в части взыскания 64 296 рублей 54 копеек убытков.

Заявитель оспаривает вывод суда о наличии вины Министерства финансов Российской Федерации в причиненных органу связи убытках, возникших вследствие реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", как противоречащего нормам права. Порядок предоставления и расходования средств на реализацию названного Закона, по мнению УФК по Республике Коми, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536. Согласно данному нормативному акту финансирование льгот осуществляется путем предоставления лишь финансовой помощи субъекту Российской Федерации в виде субсидий, что предполагает участие в финансировании расходов также и субъекта Российской Федерации за счет собственных средств. Поименованное постановление Правительства Российской Федерации возлагает на Министерство финансов Республики Коми обязанность предпринимать определенные действия по обеспечению финансирования льгот, в частности информировать и вносить предложения об изменении размера субсидии.

Заявитель указывает, что у Республики Коми возникла экономия в сумме 7 949 000 рублей, которую Министерство финансов Российской Федерации разрешило направить на погашение образовавшейся задолженности (письмо от 13.08.2003 N 10-02-10). В этой связи податель жалобы считает, что вопрос о возмещении спорных затрат необходимо решать с Министерством финансов Республики Коми.

ОАО "Связь" в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы, просило оставить без изменения постановление апелляционной инстанции от 12.08.2003. Акционерное общество считает, что убытки, возникшие в результате предоставления льгот по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", причинены по вине Российской Федерации, не обеспечившей надлежащее финансирование названного Закона. Ссылку заявителя на постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2201 N 536 акционерное общество считает несостоятельной.

Министерство финансов Республики Коми в отзыве также просило оставить кассационную жалобу без удовлетворения. Ответчик полагает, что Министерство финансов Республики Коми не может нести ответственность за недостаточное финансирование Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Законом Республики Коми от 23.06.2003 N 40-РЗ "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Коми за 2002 год" подтверждается расходование средств, выделенных на реализацию названного выше Закона из федерального бюджета, в полном объеме.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Законность постановления апелляционной инстанции от 12.08.2003 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-2306/2003-3э проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено двумя судебными инстанциями, ОАО "Связь" во 2, 3 и 4-м кварталах 2000 года предоставляло населению льготы за пользование услугами связи, предусмотренные Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В этой связи орган связи недополучил 64 496 рублей 54 копейки доходов, что подтверждается актом сверки, подписанным Управлением по социальным вопросам МО "Койгородский район", и не оспаривается сторонами. Данная сумма предъявлена акционерным обществом ко взысканию в качестве убытков.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно статье 30 Федерального закона от 16.02.1995 N 15-ФЗ "О связи" возмещение недополученных предприятием связи доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Порядок возмещения государственным предприятиям связи недополученных в результате применения льгот и регулируемых государственных тарифов доходов определяется Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В статье 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, установлена 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963. Согласно Правилам финансирование этих расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранам и инвалидам. Министерство труда и социального развития Российской Федерации на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по каждому виду услуг связи, принимает решение о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете и доводит это решение до сведения органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Согласно приложению N 20 к Федеральному закону от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" на расходы по оплате установки квартирного телефона и абонентской платы за пользование им в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", расходы на 50-процентную скидку за пользование телефоном и радиотрансляционной точки в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" выделено 100 000 000 рублей.

Апелляционной инстанцией установлено, что Республике Коми на финансирование льгот по названным Федеральным законам выделено 409 000 рублей. Все денежные средства перераспределены Управлениям по социальным вопросам администраций отдельных муниципальных образований Республики. Управлению по социальным вопросам администрации МО "Койгородский район" средства для финансирования льгот не выделялись. Более того, частичная компенсация льгот производилась за счет средств местного бюджета. Данный вывод не противоречит имеющимся в деле доказательствам.

Таким образом, убытки у ОАО "Связь" возникли из-за недофинансирования из федерального бюджета.

На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации вступают соответствующие финансовые органы, поэтому суд округа считает, что ответственность правильно возложена на Министерство финансов Российской Федерации как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.

Суд округа не принимает во внимание ссылку Министерства финансов Российской Федерации на постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 и письмо от 13.08.2003 о возможности погашения задолженности по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет сэкономленных средств. Названное постановление Правительства Российской Федерации утверждает порядок предоставления и расходования средств фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2001 году и не регулирует спорные правоотношения, возникшие в 2000 году. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13.08.2003 не было предметом исследования в суде ни первой, ни апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции исходя из полномочий, предоставленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении суда первой (апелляционной) инстанции.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, не установлено.

Вопрос о распределении расходов относительно государственной пошлины не рассматривается, поскольку заявитель кассационной жалобы освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

постановление апелляционной инстанции от 12.08.2003 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-2306/2003-3э оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Т.В. Синякина


Судьи
Н.А. Каширская
Н.М. Терешина

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка