ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2003 года Дело N А29-1628/2003-1э


[На основании статьи 1071 ГК РФ от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, поэтому кассационная инстанция считает, что ответственность правильно возложена на Министерство финансов Российской Федерации как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета]

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Синякиной Т.В., судей Ногтевой В.А., Терёшиной Н.М. без участии представителей сторон рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми на решение от 25.06.2003 и постановление апелляционной инстанции от 23.09.2003 по делу N А29-1628/2003-1э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Голубых В.В., Горбатовым Ф.П., Вакулинской М.В., Юркиной Л.Ю., по иску открытого акционерного общества "Связь" к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, Министерству обороны Российской Федерации при участии третьего лица - Военного комиссариата Республики Коми о взыскании 3 533 рублей и установил:

открытое акционерное общество "Связь" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми и Министерству обороны Российской Федерации о возмещении 3 533 рублей убытков, связанных с предоставлением в 2000 и 2001 годах гражданам льгот по услугам связи на основании Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих"

Определением от 18.03.2003 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Военный комиссариат Республики Коми.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 158 (пунктом 10) Бюджетного кодекса Российской Федерации и 15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", решением от 25.06.2003 удовлетворил исковые требования. При этом суд сослался на отсутствие доказательств того, что в бюджетах на 2000 и 2001 годы было предусмотрено выделение средств на возмещение названных компенсаций и что в этот период они выделялись.

Постановлением от 23.09.2003 решение оставлено без изменения по тем же основаниям.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять новое решение об освобождении его от ответственности.

Заявитель оспаривает вывод суда о наличии с его стороны неправомерных действий, ставших причиной возникновения у органа связи убытков вследствие реализации Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", как противоречащий нормам права. Ответчик ссылается на постановление Правительства Российской Федерации N 790 от 12.07.1996, действовавшего до июля 2002 года, в соответствии с которым оплата этих льгот производится за счет средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти, в которых военнослужащие проходят (проходили) военную службу.

Кассатор полагает, что в данном случае убытки от предоставления льгот должны возмещаться с Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий как главного распорядителя средств федерального бюджета.

В отзывах Военный комиссариат Республики Коми просил рассмотреть жалобу без участия его представителя, ОАО "Связь" - оставить решение и постановление по делу без изменения, как законные и обоснованные.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания жалобы, в судебное заседание не явились, отзыва не представили.

Законность решения от 25.06.2003 и постановления апелляционной инстанции от 23.09.2003 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-1628/2003-1э проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ОАО "Связь" в 2000 и 2001 годах предоставляло определенным категориям граждан льготы за пользование услугами связи, предусмотренные Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих". Размер недополученных платежей в результате предоставления указанных льгот предъявлен акционерным обществом ко взысканию в качестве убытков.

В соответствии со статьей 30 (частью 3) Закона Российской Федерации "О связи" от 16.02.1995 N 15-ФЗ при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъектов федерации возмещение недополученных предприятиями связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В статье 15 (пункте 10) Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федеральных законов от 26.07.2001 с изменениями от 30.12.2001), действующей до 07.05.2002, предусмотрены льготы в размере 50 процентов за установку телефона и по абонентской плате за него и за пользование радио.

Факты предоставления ОАО "Связь" в спорный период услуг связи льготной категории граждан по Федеральному закону "О статусе военнослужащих" и недополучения в этой связи 3 533 рублей подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

Согласно статье 14 названного Федерального закона порядок возмещения указанных расходов операторов связи определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.1996 N 790 (в редакции постановлений Правительства РФ от 06.06.1997 N 681, от 11.10.1997 N 1287, от 01.07.2002 N 486, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.1998 N ГКПИ 98-1) определен порядок возмещения спорных расходов, Согласно пункту 3 названного постановления их финансирование производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых органам исполнительной власти, в которых военнослужащие (в том числе погибшие и умершие) и граждане, уволенные с военной службы, проходят (проходили) военную службу.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, поэтому кассационная инстанция считает, что ответственность правильно возложена на Министерство финансов Российской Федерации как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.

Комитет по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Коми письмом от 08.09.2003 N 1/1919 (лист дела 77) сообщил, что в сметах расходов на содержание Комитета за 2000-2001 годы не были предусмотрены лимиты на возмещение льгот по оплате услуг связи.

Министерство финансов Российской Федерации не представило в дело документов, свидетельствующих о полном финансировании названных расходов.

Таким образом, вывод о возникновении убытков у ОАО "Связь" из-за недофинансирования из федерального бюджета соответствует имеющимся в деле документам.

При указанных обстоятельствах судебные инстанции приняли обоснованное решение о возмещении убытков в обжалуемой части с Министерства финансов Российской Федерации за счет федерального бюджета.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Коми соответствуют нормам права, сделанные в нем выводы - имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, не установлено.

Вопрос о распределении расходов относительно государственной пошлины суд округа не рассматривает, поскольку заявитель кассационной жалобы от ее уплаты освобожден в силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона "О государственной пошлине".

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа  постановил:

решение от 25.06.2003 и постановление апелляционной инстанции от 23.09.2003 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-1628/2003-1э оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Т.В. Синякина


Судьи
В.А. Ногтева
Н.М. Терешина

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка