• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 декабря 2003 года Дело N А19-11405/03-41-Ф02-4584/03-С1


[При принятии решения суд обоснованно исходил из того, что установленные ставки платы за загрязнение окружающей среды в период с 12 апреля 2002 года по 29 июня 2003 года отсутствовали, в связи с чем взыскание пеней за несвоевременное внесение в бюджет указанных платежей за этот период неправомерно]     

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Мироновой И.П., судей: Пущиной Л.Ю., Юдиной Н.М., при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Иркутскэнерго" Взяткина Д.В. (доверенность N2931 от 14.03.2003), представителя Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу Гуриной И.В. (доверенность N05-05/205 от 23.01.2003), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 9 сентября 2003 года, постановление апелляционной инстанции от 4 ноября 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-11405/03-41 (суд первой инстанции: Деревягина Н.В., суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Сорока Т.Г., Буяновер П.И.); установил:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества (ОАО) "Иркутскэнерго" 22152 рублей 40 копеек пени за несвоевременное внесение в бюджет платы за загрязнение окружающей среды.

Решением арбитражного суда от 9 сентября 2003 года в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 4 ноября 2003 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.

По мнению заявителя, суд неправомерно применил при рассмотрении дела статью 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае подлежал применению пункт 9 Порядка направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 мая 1993 года за N262.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела усматривается, что 21 января 2003 года ОАО "Иркутскэнерго" в налоговый орган по месту учета представлен расчет 10-процентных отчислений за загрязнение окружающей природной среды за 2003 год, направляемых в федеральный бюджет. Сумма платежей по данному расчету, подлежащая внесению в бюджет за 1 квартал 2003 года составила 2051148 рублей.

В связи с тем, что платеж внесен в бюджет 7 апреля 2003 года, налоговым органом начислены пени за период с 21 марта 2003 года по 7 апреля 2003 года в сумме 22152 рубля 40 копеек.

22 мая 2003 года обществу вручено требование N 05-28/17об уплате суммы пени в добровольном порядке до 27 мая 2003 года.

Поскольку срок для принятия решения о взыскании пени за счет денежных средств плательщика на счетах в банках в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации истек, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о их взыскании.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что установленные ставки платы за загрязнение окружающей среды в период с 12 апреля 2002 года по 29 июня 2003 года отсутствовали, в связи с чем взыскание пени за несвоевременное внесение в бюджет указанных платежей за этот период неправомерно.

Статьей 6 Закона РСФСР от 19.12.91 "Об охране окружающей природной среды" на Правительство Российской Федерации возложены полномочия по установлению порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

Во исполнение указанного предписания Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 632 от 28.08.92 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Статьей 2 Федерального закона N 147-ФЗ от 31.07.98 "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации продолжают взиматься налоги, сборы и другие платежи, установленные статьями 19, 20 и 21 Федерального закона N 2118-1 от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Согласно пункта 1 статьи 19 Федерального закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" платежи за пользование природными ресурсами входят в систему налогов и сборов.

Как указано в Определении Конституционного суда Российской Федерации N 284-О от 10.12.2002 платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмезный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором, поскольку взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды.

Следовательно, платеж за загрязнение окружающей среды отвечает признакам сбора, установленным статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 632 от 28.08.2002 Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов 27.11.92 утверждены "Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы". Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 187 от 12.04.2002 данные нормативы признаны недействующими.

Новые ставки за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 344 от 12.06.2003 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", которое вступило в силу 30 июня 2003 года.

Таким образом, законно установленных ставок платежа за загрязнение окружающей среды в период с 12 апреля 2002 года по 29 июня 2003 года не было.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (сбора) в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что при начислении пени за просрочку внесения в бюджет платежа за загрязнение окружающей среды должны применяться нормы пункта 9 Порядка направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации за N 262 27 мая 1993 года, судом кассационной инстанции не принимается по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 147-ФЗ от 31.07.98 "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 данного закона, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с нормами статьи 8 указанного Закона с 1 января 1999 года на сумму недоимки по налогам (сборам), в том числе по недоимке, образовавшейся до введения в действие части первой Кодекса, пени начисляются по процентной ставке, равной одной трехсотой действовавшей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, нормы пункта 9 Порядка направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, устанавливающие размер пени - 0, 3 процента от неуплаченной суммы платежа за каждый день просрочки, не подлежат применению как противоречащие положениям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 8 Федерального закона N 147-ФЗ от 31.07.98 "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

На основании изложенного, при отсутствии действующей нормативно-правовой базы для расчета платы за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ, размещение отходов, загрязнение окружающей среды отсутствуют основания для начисления пени.

При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов, принятых по настоящему спору.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Решение от 9 сентября 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 4 ноября 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-11405/03-41 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
      И.П.Миронова
      
Судьи:
      Л.Ю.Пущина
      Н.М.Юдина

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А19-11405/03-41-Ф02-4584/03-С1
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 12 декабря 2003

Поиск в тексте