ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 апреля 2000 года  Дело N А31-1383/16


[Размер оплаты, связанный с выдачей заключений для получения лицензии на деятельность по содержанию и эксплуатации нефтебаз и автозаправочных станций, в силу пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.95 N 897 устанавливается Минтопэнерго
России по согласованию с Минфином России]

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Отдельной Л.И. судей: Прониной С.А., Терешиной Н.М.  без участия представителей сторон рассмотрев кассационную жалобу отдела цен и экономического контроля Комитета по экономике и экономическим реформам администрации Костромской области на постановление от 23.12.99 по делу N А31-1383/16 Арбитражного суда Костромской области судьи: Громова Н.В., Стрельникова О.А., Поляшова Т.М.  установил:

в Арбитражный суд Костромской области обратилась Государственная инспекция по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов по Костромской области с иском к администрации Костромской области о признании недействительным решения от 22.04.99 N 4, принятого подчиненным ей отделом цен и экономического контроля по экономике и экономическим реформам, о применении к заявителю экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен.

Решением от 21.07.99 в иске истцу отказано.

Апелляционная инстанция определением от 23.12.99,  руководствуясь статьей 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произвела замену первоначального ответчика на надлежащее лицо - отдел цен и экономического контроля Комитета по экономике и экономическим реформам администрации Костромской области и постановлением от 23.12.99 отменила решение, признав действия отдела цен администрации Костромской области совершенными с превышением своих полномочий.

На состоявшееся постановление Арбитражного суда Костромской области Комитет по экономике и экономическим реформам направил в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа кассационную жалобу, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.

По мнению кассатора, Госнефтеинспекция является составной частью органов государственного надзора, следовательно, оплата работ за выдачу заключений истцом должна осуществляться в соответствии с указанием Минтопэнерго Российской Федерации от 30.03.98 N ВО-45 "О временных предельных размерах платы за выдачу заключений органами   Госнефтеинспекции России", то есть в режиме регулируемых цен, а не на договорной основе.

Дело слушанием откладывалось до 21.04.2000 в соответствии со статьей 120 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Правильность применения норм материального и процессуального права при принятии Арбитражным судом Костромской области постановления от 23.12.99 по делу N А31-1383/16 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, в заседание суда явиться отказались, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Исследовав объяснения и доводы сторон, а также имеющиеся в деле материалы, суд не нашел оснований к удовлетворению жалобы заявителя.

В феврале-марте 1999 года отделом цен и экономического контроля Комитета по экономике и экономическим реформам администрации Костромской области (далее отдел цен) проведена проверка соблюдения государственной дисциплины цен в государственной инспекции по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов по Костромской области.

По результатам проверки составлен акт от 31.03.99, на основании которого принято решение от 22.04.99 N 4 об изъятии у Госнефтеинспекции 6 668 рублей излишней выручки в бюджеты разных уровней и взыскании такой же суммы  штрафа во внебюджетный фонд администрации г. Костромы.

В соответствии с пунктом "ж" Положения о лицензировании деятельности по содержанию и эксплуатации нефтебаз (кроме входящих в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации) и автозаправочных станций (в том числе передвижных), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.95 N 897, для получения лицензии на деятельность по содержанию и эксплуатации нефтебаз, автозаправочных станций заявитель представляет в орган, уполномоченный на лицензирование указанной деятельности, заключение Госнефтеинспекции России, Минтопэнерго Российской Федерации или соответствующего территориального органа.

Во исполнение названного правительственного постановления Минтопэнерго России приказом от 15.11.95 N 235 утвердило Порядок и условия выдачи таких заключений органами Госнефтеинспекции России, в частности, пунктом 10 этого правового акта предусмотрело рассмотрение заявлений об их выдаче только на платной основе.

Причем размер оплаты, связанный с выдачей заключений, в силу пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.95 N 897 устанавливается Минтопэнерго России по согласованию с Минфином России (при выдаче заключений управлением Госнефтеинспекции России) или на договорной основе (при выдаче заключения региональной нефтеинспекцией).

Размер оплаты заключений по обследованию организаций территориальными органами Госнефтеинспекции России, исходя из реальных затрат на эту деятельность, в каждом субъекте Российской Федерации предусмотрен и пунктом 5 Порядка  оплаты на выдачу заключений органами Госнефтеинспекции России при оформлении лицензий на деятельность по содержанию и эксплуатации нефтебаз и автозаправочных станций, а также по хранению нефти и продуктов ее переработки, утвержденного Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 13.05.96 и согласованного с Минфином Российской Федерации 28.05.96.

При этих обстоятельствах у апелляционной инстанции Арбитражного суда Костромской области были  все правовые основания к признанию недействительным принятого отделом цен при Костромской администрации решения от 22.04.99.

Ссылка ответчика на Указание Минтопэнерго России от 30.03.98 N ВО-45 несостоятельна, ибо временные предельные размеры платы за выдачу заключений органами Госнефтеинспекции, определенные по предписанию антимонопольного комитета, не носят нормативного характера и противоречат ранее упомянутым правовым актам.

Кроме того, в соответствии с постановлением  Правительства Российской Федерации от 12.08.98 N 938 "О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации" Министерство топлива и энергетики Российской Федерации приказом от 21.07.99 утвердило Порядок проведения обследования организаций, осуществляющих деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки и эксплуатации автозаправочных станций.

Согласно пункту 7 данного Порядка обследование и выдача заключений государственными надзорными и контрольными органами производится на основании договоров с организациями, заключенными в установленном порядке, с учетом требований, установленных законодательством.

Расценки по конкретным видам проверок в зависимости от объема работы и оформления соответствующих документов устанавливается методиками, утвержденными в установленном порядке.

Руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа  постановил:

постановление апелляционной инстанции от 23.12.99 Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-1383/16 оставить без  изменения, кассационную жалобу отдела цен и экономического контроля Комитета по экономике и экономическим реформам администрации Костромской области  -  без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

     Председательствующий
 Л.И.Отдельная

     Судьи
 С.А.Пронина
                                                  Н.М.Терешина

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка