• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 февраля 2001 года Дело N А33-6455/00-С3(А)-Ф02-2888/00-С1

[Суд апелляционной инстанции, изменив мотивировочную часть судебного решения, исключил из него ограничение полномочий антимонопольного органа по защите интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке ритуальных услуг, т.к. это касалось защиты этих субъектов в условиях сложившейся среды на указанном рынке]

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Кадниковой Л.А., судей: Мироновой И.П., Евдокимова А. И., представители сторон участия в судебном заседании не принимали, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Компания ритуальных услуг" на постановление апелляционной инстанции от 30 октября 2000 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-6455/00-С3(а), (суд первой инстанции: Демидова Н.М., Хох Н.Н., Шимохина Г.Н., суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Власова Н.Г., Порватов В.Ф.), установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Компания ритуальных услуг" (МУП "Компания ритуальных услуг") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Южно-Сибирскому территориальному управлению Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (ЮСТУ МАП РФ) о признании недействительными решения и предписания от 02.06.2000 по делу N А058-05-2000.

Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика ООО "СВ - Память".

Решением суда первой инстанции от 25 июля 2000 года по делу N А33-6455/00-С3(а) решение и постановление ЮСТУ МАП от 02.06.2000 по делу А058-05-2000 признаны недействительными.

Постановлением апелляционной инстанции от 30 октября 2000 года изменена мотивировочная часть решения. Суд исключил ограничение антимонопольного органа по защите интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке ритуальных услуг, не являющихся специализированными службами.

В кассационной жалобе МУП "Компания ритуальных услуг" ставит вопрос о проверке законности постановления апелляционной инстанции и просит отставить решение суда без изменения его мотивировочной части.

Как указывает заявитель кассационной жалобы:

- деятельность по погребению (захоронению и перезахоронению) может осуществляться при наличии лицензии специализированными службами по вопросам похоронного дела;

- специализированная служба также оказывает гарантированный перечень услуг;

- апелляционная инстанция необоснованно, внося изменение в мотивировочную часть, оставила решение суда без изменения.

Определением от 11 января 2001 года рассмотрение жалобы отложено на 13 февраля 2001 года.

МУП "Компания ритуальных услуг", ЮСТУ МАП РФ и ООО "СВ - Память" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления N 714-717 от 22.01.01), однако представители сторон на судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с перерывом до 10 час.00 мин. 14.02.2001.

Из материалов дела усматривается, что ЮСТУ МАП РФ вынесло решение и выдало истцу предписание о прекращении нарушения статьи 5 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части необоснованного отказа от заключения договора на осуществление деятельности по оказанию ритуальных услуг и навязыванию невыгодных условий ООО "СВ - Память".

Суд первой инстанции установил, что МУП "Компания ритуальных услуг" является единственной в городе Красноярске специализированной службой по вопросам похоронного дела. Суд применил статьи 28, 29 Федерального закона РФ "О погребении и похоронном деле" и указал, что услуги по погребению могут оказываться исключительно специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами исполнительной власти. Следовательно, по мнению суда, антимонопольный орган не может защищать интересы хозяйствующих субъектов, не являющихся такими организациями, что противоречило бы специальному законодательству о погребении, а также в связи с отсутствием конкурентной среды.

Антимонопольный орган, не оспаривая по существу решение суда первой инстанции в связи с допущенными им нарушениями при производстве по антимонопольному делу, просил изменить мотивировочную часть решения, поскольку вправе защищать интересы хозяйствующих субъектов на рынке ритуальных услуг, на котором деятельность правомочны осуществлять не только специализированные службы, но и другие хозяйствующие субъекты, имеющие лицензию на оказание таких услуг.

Соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции указал, что на рынке ритуальных услуг могут осуществлять деятельность как специализированные службы, так и иные организации, имеющие лицензию на занятие такой деятельностью.

Названный вывод был постановлен с учетом толкования судом статьи 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", которая, как посчитала апелляционная инстанция, гарантирует населению через специализированные службы только установленные этим законом услуги по погребению, а Положением о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг предусмотрены также иные виды деятельности по сравнению с гарантированными государством.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, спор возник в связи с осуществлением антимонопольным органом функций по защите интересов хозяйствующего субъекта - ООО "СВ - Память" на рынке ритуальных услуг путем выдачи специализированной службе по вопросам похоронного дела, занимающей доминирующее положение на соответствующем рынке, предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

МУП "Компания ритуальных услуг" не согласилось с тем, что антимонопольный орган вправе защищать интересы тех хозяйствующих субъектов, которые осуществляют деятельность на рынке ритуальных услуг, однако не являются специализированными службами.

Между тем, из материалов дела видно, что ООО "СВ - Память" имеет лицензию N 367л от 12.04.2000 на осуществление деятельности по оказанию ритуальных услуг: захоронение и перезахоронение. Лицензия на деятельность по захоронению и перезахоронению, выданная ООО "СВ - Память", не аннулировалась, в связи с чем является действующей.

При таких условиях, на рынке ритуальных услуг г. Красноярска фактически вправе осуществлять деятельность как МУП "Компания ритуальных услуг", так и ООО "СВ - Память".

Поскольку в г. Красноярске имеется сложившийся рынок ритуальных услуг, материалами дела не доказано, что лицензия ООО "СВ - Память" выдана с нарушением статей 28, 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12.01.96 N 8-ФЗ и Положения о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.95 N 1272, следует признать, что ЮСТУ МАП РФ вправе было по жалобе третьего лица выступить в защиту этого хозяйствующего субъекта в соответствии с Законом Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Арбитражный суд по иску специализированной службы вправе был рассмотреть конкретный спор о законности предписания антимонопольного органа.

Суд первой и апелляционной инстанций признал, что в результате нарушений ЮСТУ МАП РФ Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства его решение и предписание от 02.06.2000 N 058-05-2000 являются недействительными. У суда кассационной инстанции нет оснований к переоценке выводов суда. Кассационная жалоба МУП "Компания ритуальных услуг" удовлетворению не подлежит, поскольку исключение постановлением апелляционной инстанции из мотивировочной части решения суда ограничения полномочий антимонопольного органа по защите интересов хозяйствующих субъектов касается защиты этих субъектов в условиях сложившейся в городе Красноярске конкурентной среды на рынке ритуальных услуг.

Решение и постановление апелляционной инстанции следует оставить без изменения по мотивам, указанным в настоящем постановлении, поскольку антимонопольный орган вправе был проверить, нарушает ли истец Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Руководствуясь статьями 162, 175-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Постановление апелляционной инстанции от 30 октября 2000 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-6455/00-С3(а), которым изменена мотивировочная часть решения от 25 июля 2000 года, оставить без изменения, кассационную жалобу - без довлетворения.

     Председательствующий
Л.А.Кадникова

Судьи
А.И.Евдокимов
И.П.Миронова

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А33-6455/00-С3(А)-Ф02-2888/00-С1
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 14 февраля 2001

Поиск в тексте