ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 марта 2001 года Дело N А78-3827/00-С2-1343у-ФО2-343/01-С1

     [Дело в части взыскания с ответчика штрафных санкций за нецелевое использование бюджетных средств было передано на новое рассмотрение, т.к. для установления факта нарушения необходимо было установить порядок расходования бюджетных средств резервного фонда Правительства РФ]

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Брюхановой Т.А., судей: Борисова Г.Н., Елизовой Н.М., при участии в судебном заседании представителей Администрации Нерчинского района Читинской области - Цыковой А.А. (доверенность N 7 от 10.11.2000), Кузмичевой Т.Е. (доверенность N 8 от 10.11.2000), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Читинской области на решение от 10 ноября 2000 года и постановление апелляционной инстанции от 20 декабря 2000 Арбитражного суда Читинской области по делу: N А78-3827/00-С2-1343у (суд первой инстанции: Матанцева А.А., суд апелляционной инстанции: Анисимов М.И., Куликова Н.Н., Куклин О.А.), установил:

Управление федерального казначейства по Читинской области обратилось в Арбитражный суд Читинской области с иском к Администрации Нерчинского района Читинской области о взыскании суммы нецелевого использования денежных средств федерального бюджета в размере 580 703 рублей и штрафных санкций в размере 517 432 рублей 77 копеек. Всего 1 098 135 рублей 77 копеек.

Решением от 10 ноября 2000 года в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 20 декабря 2000 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанции, Управление федерального казначейства обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты Арбитражного суда Читинской области и взыскать сумму нецелевого использования и штрафные санкции.

По мнению заявителя кассационной жалобы, денежные средства, выделенные ответчику, были использованы им не по целевому назначению. Ассигнования выделялись на финансирование аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, а не на профилактические работы по предотвращению затопления. Кроме того, указывает заявитель кассационной жалобы, Глава Администрации Читинской области не вправе был перераспределять выделенные из резервного фонда Правительства Российской Федерации средства.

В отзыве на кассационную жалобу Администрация Нерченского района считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Управление федерального казначейства по Читинской области о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом (уведомление N 415 от 13.02.2001), однако своего представителя на судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Представители Администрации Нерчинского района Читинской области поддержали в судебном заседании свои возражения.

Проверив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей Администрации Нерчинского района, исследовав письменные материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене.

Как следует из материалов дела, Территориальным отделением Федерального казначейства по Нерчинскому району была проведена проверка целевого использования денежных средств, выделенных Администрации Нерчинского района, для финансирования аварийно-восстановительных работ по ликвидации наводнения 1998 года. Проверкой установлено нецелевое использование средств федерального бюджета в сумме 580 703 рублей. На указанную сумму начислены штрафные санкции, в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 36-ФЗ от 22.02.99 "О федеральном бюджете на 1999 год", в сумме 517 432 рублей 77 копеек.

Отказывая в иске, Арбитражный суд Читинской области исходил из того, что нецелевого использования денежных средств Администрацией Читинской области допущено не было. Однако данный вывод суда сделан по недостаточно полно исследованным материалам дела.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.01.99 N 137-р Читинской области было перечислено 20 795, 8 тысяч рублей на финансирование аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, объектах гидрометеорологического наблюдения, и затрат на оказание единовременной материальной помощи и питание пострадавшего населения.

Распоряжение дополняли три приложения-реестра, в которых указаны перечень объектов финансирования и суммы, выделенные на каждый объект.

Постановлением Главы Администрации Читинской области N 273 от 05.03.99 утверждено решение областной комиссии по чрезвычайным ситуациям и определен реестр распределения финансовых средств на проведение аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, пострадавших в период ливневых дождей и наводнений.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации - нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Как следует из акта проверки, нецелевое использование 580 703 рублей состояло в использовании их на восстановление объектов, не включенных в реестр, утвержденных постановлением Администрации N 273 от 05.03.99.

Признавая использование денежных средств целевым, суд исходил из того, что постановлением Администрации N 550 от 17.07.00 в данный реестр были внесены изменения. Однако суд не установил, входит ли в компетенцию Администрации Читинской области перераспределение выделенных средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Поэтому решение суда о взыскании штрафных санкций за нецелевое использование бюджетных средств, вынесенное по недостаточно полно исследованным материалам дела, подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Что же касается взыскания бюджетных средств в сумме 580 703 рублей, использованных не по целевому назначению, то данный спор не подлежит рассмотрению в суде.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства, используемые не по целевому назначению, подлежат изъятию в бесспорном порядке.

В соответствии с пунктом 13 Положения о Федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденном Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 27.08.93 N 864, в редакции Постановлений Правительства N 135 от 11.02.95, N 109 от 28.01.97, руководителю Управления федерального казначейства по Читинской области предоставлено право выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий, учреждений и организаций в бесспорном порядке средств, используемых не по целевому назначению.

Поэтому производство по делу в части взыскания 580 703 рублей полежит прекращению в соответствии с пунктом 1 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При новом рассмотрении дела суду необходимо установить порядок расходования бюджетных средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, и проверить вправе ли были Администрация Читинской области вносить изменения в реестр распределения финансовых средств, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации на финансирование аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий наводнения 1998 года.

Руководствуясь статьями 162, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Решение от 10 ноября 2000 года и постановление апелляционной инстанции от 20 декабря 2000 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-3827/00-С2-1343у отменить.

Производство в части взыскания суммы нецелевого использования 580 703 рублей прекратить, в части взыскания штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета в сумме 517 432 рублей 77 копеек передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

     Председательствующий
 Т.А.Брюханова

Судьи
Г.Н.Борисов
Н.М.Елизова

Текст документа сверен по:

файл-рассылка