ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2001 года Дело N А74-2682/00-К2-ФО2-328/01-С1

     [Иск территориального фонда обязательного медицинского страхования о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на имущество был удовлетворен, т.к. истец по своему статусу относился к бюджетному учреждению, которое не является плательщиком указанного налога]

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Брюхановой Т.А., судей: Борисова Г.Н., Елизовой Н.М., представители сторон участия в судебном заседании не принимали, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Абакану на решение от 27 ноября 2000 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2682/00-К2 (суд первой инстанции: Сидельникова Т.Н.), установил:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Абакану о возврате из бюджетов г.Абакана и Республики Хакасия излишне уплаченного налога на имущество в сумме 42 686 рублей.

Решением суда от 27 ноября 2000 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с решением суда, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Абакану обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд неправильно применил пункт "а" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий".

Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование и являются некоммерческой организацией.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (уведомление N 398 от 13.02.2001, N 399 от 12.02.2001), однако своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав письменные материалы дела Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, Территориальный фонд платежными поручениями от 5 мая 2000 года N 296, 6 мая 2000 года N 56, 25 августа 2000 года N 535, 26 июля 2000 года N 106, 26 октября 2000 года N 164, 31 октября 2000 года N 913 в соответствии со статьей 7 Закона "О налоге на имущество предприятий" уплатил в бюджет Республики Хакасия 21 349 рублей налога на имущество за I-III кварталы 2000 года.

Платежными поручениями от 5 мая 2000 года N 297, 6 мая 2000 года N 55, 25 июля 2000 года N 534, 26 июля 2000 года N 105, 26 октября 2000 года N 163, 1 ноября 2000 года N 912 истец внес платежи по налогу на имущество, получателем которых явился бюджет города Абакана, а затем на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации обратился с заявлением о возврате данной суммы налога как излишне уплаченной.

Возвращая сумму излишне уплаченного налога на имущества, суд указал, что Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия по своему статусу относится к бюджетному учреждению, которое в силу пункта "а" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" не является плательщиком данного налога.

При этом, суд руководствовался Положением "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, разделом первым Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, статьей 2 Закона Российской Федерации "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на 2000 год и отчете об исполнении бюджета за 1998 год", статьей 12 Закона "О медицинском страховании", статьями 10, 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не установил оснований к отмене судебного акта.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия имеет льготу в виде освобождения от уплаты налога на имущество, поскольку в соответствии с пунктом "а" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" бюджетные учреждения освобождаются от уплаты налога.

Названный статус истца по делу подтверждается пунктом 1 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, в силу которого, Территориальный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением и создается органами местного самоуправления.

Пункт 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что бюджетным учреждением является организация, созданная органами местного самоуправления для осуществления управленческих функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия отвечает указанным требованиям:

- создан Верховным Советом Республики Хакасия и Правительством Республики Хакасия;

- осуществляет управленческие функции - реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования (то есть выполняет некоммерческие функции);

- финансовые средства Территориального фонда находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входит в состав бюджетов других фондов (раздел 4 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Хакасия);

- деятельность Территориального фонда финансируется из бюджета государственного внебюджетного фонда, что усматривается из статьи 3 Закона Республики Хакасия "О бюджете территориального фонда";

- финансирование учреждения производится на основании сметы доходов и расходов.

Поэтому доводы кассационной жалобы, о том, что Территориальный фонд обязательного медицинского страхования не является бюджетным учреждением, не основаны на законе.

При таких условиях, учитывая, что Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия по своему статусу относится к бюджетному учреждению, вывод суда о праве истца на освобождение от уплаты налога на имущество с 01.01.2000 является правильным.

На основании вышеизложенного, кассационная инстанция не усматривает правовых оснований для отмены решения от 27 ноября 2000 года.

Руководствуясь статьями 162, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:

Решение от 27 ноября 2000 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2682/00-К2 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
 Т.А.Брюханова

Судьи
Г.Н.Борисов
Н.М.Елизова

Текст документа сверен по:

файл-рассылка