• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 марта 2001 года Дело N А58-1488/99-ФО2-2805/00-С2

     [Дело по иску Росрезерва о взыскании с правительства субъекта РФ стоимости невозвращенных заимствованных из государственного материального резерва нефтепродуктов, штрафа и
пеней было передано на новое рассмотрение, т.к. судом не исследовался вопрос
о полномочиях ответчика на заключение договора заимствования]

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Орлова А.В., судей: Воробьевой Н.М., Герасимовой О.Л., при участии в судебном заседании представителей: Правительства Республики Саха (Якутия) - Григорьевой В.Э. (доверенность от 26.12.2000 N 02-614), Фролова Д.И. (доверенность N 02-172 от 03.03.01), Государственного предприятия "Якутнефтепродукт" - Фролова Д.И. (доверенность N 13-08/1162 от 03.01.01), Российского агентства по государственным резервам - Кравченковой И.Г. (доверенность N 21 от 28.12.2000), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российского агентства по государственным резервам на решение от 9 октября 2000 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-1488/99 (суд первой инстанции: Мирошниченко Л.И.), установил:

Российское агентство по государственным резервам (Росрезерв) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением о взыскании с Правительства Республики Саха (Якутия) 863 819 397 рублей 34 копеек стоимости невозвращенных заимствованных из государственного материального резерва нефтепродуктов, 863 819 397 рублей 34 копеек - штрафа, 393 037 825 рублей 79 копеек - пеню за невозврат заимствованной продукции за период с 31.12.99 по 01.04.2000, 64 464 953 рубля 43 копейки процентов за заимствование в период с 01.11.98 по 31.12.99.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска, к участию в деле привлечено государственное предприятие (ГП) "Якутнефтепродукт".

Решением от 9 октября 2000 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) с Правительства Республики Саха (Якутия) в пользу Росрезерва взыскано 927 784 435 рублей 77 копеек долга. В части взыскания 863 319 397 рублей 34 копеек штрафа и 393 037 825 рублей пени, иск оставлен без рассмотрения.

Законность и обоснованность решения от 9 октября 2000 года в апелляционном порядке не проверялись.

Росрезерв не согласился с принятым по делу решением и обжаловал его в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

В кассационной жалобе ее заявитель просит отменить решение от 9 октября 2000 года в части отказа в взыскании штрафа и пени. В указанной части заявитель просит принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В остальной части решение от 9 октября 2000 года заявитель кассационной жалобы считает правильным и просит оставить без изменения.

Вопрос об отмене решения от 9 октября 2000 года Росрезерв ставит в связи с неправильным применением, по его мнению, норм материального и процессуального права. В частности Росрезерв считает, что судом первой инстанции неправильно применены правила пункта 16 статьи 16 Федерального закона (ФЗ) "О государственном материальном резерве", пункта 4 статьи 87, статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Росрезерв считает, что суд первой инстанции не в полной мере исследовал обстоятельства дела, неправомерно оставил иск без рассмотрения в части взыскания штрафа и пени.

В представленном отзыве Правительство Республики Саха (Якутия) возразило доводам кассационной жалобы, считая их необоснованными, а обжалуемый судебный акт законным и правильным.

Правительством Республики Саха (Якутия) представлено федеральному суду округа мировое соглашение, заключенное между лицами, участвующими в деле, а также ЗАО "Акционерная компания "АЛРОСА" и Управлением казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республики Саха (Якутия). Ответчик просил кассационную инстанцию утвердить указанное мировое соглашение.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что данное мировое соглашение не может быть утверждено по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не утверждает мировое соглашение, если это противоречит законам и иным нормативным актам или нарушает права и законные интересы других лиц.

Представленное суду кассационной инстанции мировое соглашение предусматривает определенные обязанности для лиц, которые не являются участниками данного арбитражного разбирательства.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что арбитражный суд не вправе принимать судебный акт относительно прав и обязанностей лиц, не участвующих в процессе.

Исходя из изложенного, на основании части 4 статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отклоняет ходатайство Правительства Республики Саха (Якутия) об утверждении мирового соглашения и приступает к рассмотрению кассационной жалобы по существу.

В судебном заседании представители Росрезерва, Правительства Республики Саха (Якутия) и ГП "Якутнефтепродукт" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.

Между истцом и ответчиком заключен договор заимствования нефтепродуктов N 7/3 от 16.09.98. В соответствии с указанным договором истец выпускает из государственного резерва для нужд Правительства Республики Саха (Якутия), как заемщика, в порядке временного заимствования 115 000 тонн дизельного топлива, 30 000 тонн бензина и 5 000 тонн автола. В срок до 01.09.99 ответчик обязался поставить в государственный резерв в порядке возврата объемы заимствованных нефтепродуктов. По условиям пункта 2.5 договора N 7/3 Правительство Республики Саха (Якутия) оплачивает комбинатам Росрезерва ежемесячно 2 процента от стоимости полученных нефтепродуктов за заимствование. За несвоевременный возврат в государственный резерв заимствованной продукции Правительство Республики Саха (Якутия) по условиям договора уплачивает Росрезерву штраф в размере 100% стоимости невозвращенной продукции и пеню в размере 0,5% за каждый день просрочки. В случае непоставки продукции в государственный резерв в течение 3-х месяцев, Правительство Республики Саха (Якутия) уплачивает Росрезерву, кроме штрафа, стоимость не поставленной продукции.

Удовлетворяя исковые требования Росрезерва в части, суд первой инстанции исходил из установленных им обстоятельств получения Правительством Республики Саха (Якутия) из государственного резерва нефтепродуктов общей стоимостью 863 819 397 руб. 34 коп., неисполнения Правительством Республики Саха (Якутия) обязательства по возврату в резерв нефтепродуктов, а также правомерности начисления суммы процентов за заимствование.

Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) норм материального и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение от 9 октября 2000 года подлежит отмене в связи со следующим.

Договор N 7/3 от 16.09.98 заключен Правительством Республики Саха (Якутия) от своего имени.

При удовлетворении иска в части, основанного на указанном договоре, судом первой инстанции не исследовался вопрос о полномочиях Правительства Республики Саха (Якутия), как органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на заключение таких сделок. Не исследовались также вопросы о полномочиях Правительства Республики Саха (Якутия) на заключение сделок от имени и в интересах субъекта Российской Федерации - Республики Саха (Якутия), и о компетенции правительства Республики Саха (Якутия) согласно актов, определяющих статус этих органов.

Отношения в области формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва регулируются Федеральным законом "О государственном материальном резерве".

В соответствии с пунктами 1, 7 статьи Федерального закона "О государственном материальном резерве" выпуск материальных ценностей из государственного резерва осуществляется в порядке временного заимствования на основе контрактов (договоров), заключенных соответствующим органом управления государственного резерва с получателем.

Согласно пункту 3 статьи 13 названного Федерального закона выпуск материальных ценностей из государственного резерва в порядке временного заимствования производится на основании решения Правительства Российской Федерации, в котором определяются получатели, сроки и условия выпуска материальных ценностей из государственного резерва, порядок и сроки их возврата.

В пункте 11 договора N 7/3 имеется ссылка, что выпуск нефтепродуктов из государственного резерва осуществляется на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.09.98. Указанное распоряжение не было предметом исследования суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами.

В пункте 3 статьи 16 Федерального закона "О государственном материальном резерве" установлено, что за несвоевременный возврат в государственный резерв заимствованных материальных ценностей получатель уплачивается штраф в размере 100 процентов стоимости невозвращенных материальных ценностей и пеня в размере 0,5 процента их стоимости за каждый день просрочки до полного выполнения обязательства.

При этом обязанность по возмещению получателем стоимости невозвращенных в государственный резерв материальных ценностей названным Федеральным законом не предусмотрена.

В связи с изложенным кассационная инстанция отмечает, что условия пункта 2.5 договора N 7/3 не являлись предметом оценки со стороны Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) на соответствие требованиям законодательства.

В связи с изложенным кассационная инстанция отмечает, что условия пункта 2.5 договора N 7/3 не являлись предметом оценки со стороны Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) на соответствие требованиям законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 134 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения суда первой инстанции объявляется в судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела. При этом объявленная резолютивная часть должна быть подписана всеми судьями и приобщена к делу.

В нарушение указанной нормы процессуального права, в материалах отсутствует резолютивная часть решения от 9 октября 2000 года, в связи с чем кассационная инстанция не имеет возможности проверить соответствие резолютивных частей решения, изложенной в мотивированном решении (л.д. 31, т. II) и объявленной в судебном заседании.

Таким образом, выяснив, что обстоятельства, вытекающие из заключения и исполнения договора заимствования нефтепродуктов из государственного резерва и имеющие значение для разрешения спора, не исследованы судом первой инстанции и требуют дополнительной проверки и оценки, а также учитывая, что судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 9 октября 2000 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) подлежит отмене на основании пункта 3 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - передаче на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо:

- запросить у сторон и исследовать распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.09.98, выяснить при этом вопрос о получателе нефтепродуктов;

- исследовать вопрос о компетенции Правительства Республики Саха (Якутия) на заключение сделок по заимствованию материальных ценностей из государственного резерва от своего имени или от имени субъекта Российской Федерации - Республики Саха (Якутия), после чего сделать вывод о лице, обязавшемся по договору N 7/3 (Правительство Республики Саха (Якутия) или Республика Саха (Якутия);

- исследовать вопрос о соответствии условий договора N 7/3 требованиям законодательства;

- выяснить вопрос о получателях платы (процентов) за пользование заимствованными ценностями, указанными в пункте 2.5 договора N 7/3, после чего сделать вывод о правомерности предъявления Росрезервом требований о взыскании в свою пользу процентов в сумме 64 464 953 руб.43 коп.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 162, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Решение от 9 октября 2000 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-1488/99 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

     Председательствующий
А.В.Орлов

Судьи
Н.М.Воробьева
О.Л.Герасимова

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А58-1488/99-ФО2-2805/00-С2
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 07 марта 2001

Поиск в тексте