ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 апреля 2000 года Дело N КА-А40/1645-00


[Предписание ответчика было признано недействительным как принятое с превышением установленных законом полномочий, поскольку из материалов дела не усматривалось, что оспариваемое предписание было принято полицией в рамках производства дознания или предварительного следствия по уголовному делу]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ....., при участии в заседании: от истца - ООО "Орбита-Мотор": Осин Т.Ю. - дов. от 21.02.2000, Трошин С.Л. - ген. дир.; от от-ка - УФСНП РФ по г.Москве: Остроумов А.А. - дов. от 23.09.99 N 47/1299, Фроленко А.Н. - дов. от 08.10.99 N 47/1388, рассмотрев в заседании кассационную жалобу Управления по г.Москве ФСНП РФ на решение от 21.12.99 и постановление от 22.02.2000 Арбитражного суда г.Москвы по делу N А40-45466/99-99-771, судьи: ....., установил:

ООО "Орбита Моторс" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Управлению по городу Москве Федеральной службы налоговой полиции РФ о признании недействительным предписания N 32/2-1827 от 19.10.99 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке сроком до 19.11.99 в связи с непредставлением документации, связанной с уплатой и исчислением налогов.

Решением от 21.12.99, оставленным без изменения постановлением от 22.02.2000 апелляционной инстанции, Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил исковые требования истца, поскольку полиции Налоговым кодексом РФ не предоставлено такого права.

Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст.171 АПК РФ в связи с кассационной жалобой УФСНП РФ по г.Москве, в которой ответчик ссылается на то, что такое право предоставлено ему Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции".

Истец возражает против заявленных требований по мотивам, изложенным в судебных актах.

В соответствии со ст.76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке производится руководителем налогового органа по его решению для обеспечения исполнения решения и взыскании налога или сбора.

Органы налоговой полиции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговой орган для принятия по ним решения (ч.З ст.36 НК РФ).

В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик, установив факт непредставления истцом документации, связанной с уплатой и исчислением налогов, обязан был направить материалы в соответствующий налоговой орган для принятия по ним решения, а не принимать его самостоятельно.

Ответчик ссылается на то, что он вправе приостанавливать операции налогоплательщиков на основании п.4 ст.11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции".

Между тем такое право предоставлено законом федеральным органам налоговой полиции лишь для выполнения возложенных на них задач, смысл которых с принятием Налогового кодекса РФ может определяться с учетом  ст.36 Кодекса, в соответствии с которой ее полномочия ограничены производством дознания, предварительным следствием. В иных случаях полиция обязана направлять материалы в налоговой орган.

Поскольку из материалов дела не усматривается и представителями полиции не подтверждено, что оспариваемое предписание принято полицией в рамках производства дознания или предварительного следствия по уголовному делу, указанное предписание обоснованно признано недействительным как принятое с превышением установленных законом полномочий.

Представители полиции ссылаются на то, что предписание о приостановлении операций по счетам налогоплательщика издано в рамках оперативно-розыскной деятельности. Однако Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" полиции не предоставлено такого полномочия.

Представители полиции при этом ссылаются на п.5 ст.15 названного Закона, в соответствии с которым неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Суд кассационной инстанции не может принять во внимание данную ссылку полиции, поскольку приостановление операций по счетам налогоплательщиков не названо в ст.11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" в качестве меры ответственности.

Вместе с тем суд кассационной инстанции, с учетом вышеизложенного, приходит к выводу о том, что утверждение суда 1-й и апелляционной инстанций о противоречии п.4 ст.11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" Налоговому кодексу РФ является ошибочным. Однако поскольку оно не привело к принятию неправильного по существу решения, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене судебных актов.

При таких обстоятельствах оснований к отмене судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 171, 173-175, 177 АПК РФ, постановил:

Решение от 21.12.99 и постановление от 22.02.2000 апелляционной инстанции по делу N А40-45466/99-99-771 Арбитражного суда г.Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления по г.Москве ФСНП РФ - без удовлетворения.

     Председательствующий

Судьи

     Текст документа сверен по:

официальная рассылка