ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июня 2000 года Дело N КА-А40/2489-00


[Решение налогового органа о проведении мероприятий налогового контроля было вынесено с нарушением законодательства, поскольку налоговый орган уклонился от рассмотрения налогового спора без привлечения судебных органов]
(Извлечение)     

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ….., при участии в заседании: от истца - Андрианов С.В., дов. от 10.01.2000; от ответчика - Богданов М.М., дов. от 14.12.99, рассмотрев в заседании кассационную жалобу МО “Музеон” на решение от 20 апреля 2000 года по делу N А40-1527/00-87-35 Арбитражного суда г.Москвы, установил:

Иск заявлен Московским объединением по музейной, концертной и выставочной работе "Музеон" о признании недействительным решения ИМНС РФ N 3 по Центральному административному округу г.Москвы от 4 октября 1999 N 04-08/734-662 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 20 апреля 2000 года в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Податель кассационной жалобы, истец по делу, просит отменить решение арбитражного суда как недостаточно обоснованное и передать дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в кассационном порядке.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, полагает, что судебный акт подлежит отмене, а иск - удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.100 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо его представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки. В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо его представителям под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

По истечении срока, указанного в пункте 5 статьи 100, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

В рассматриваемом деле акт N 08-700 выездной налоговой проверки составлен 30 августа 1999 года (л.д.7).

4 октября 1999 года ИМНС РФ выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (л.д.24-25), в котором указано: "провести в МО “Музеон” дополнительные мероприятия налогового контроля - сверку расчетов, для чего согласно ст.93 НК РФ (с изменениями и дополнениями) истребовать у МО "Музеон" следующие документы:

первичные документы, подтверждающие правомерность отнесения на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) расходов за 1997 год - 1 полугодии 1999 года (договоры, сметы, акты выполненных работ, счета-фактуры, платежные поручения, ведомости синтетического и аналитического учета, журналы-ордера, а также иные документы, удостоверяющие факт и правомерность списания на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) затрат".

Кассационная инстанция полагает, что сверка расчетов и запросы документов не являются формами проведения налогового контроля, установленными ст.82 Налогового кодекса. Запросы документов могли быть осуществлены до составления акта проверки, что вытекает из ст.100 Налогового кодекса - "Оформление результатов выездной налоговой проверки".

Из акта проверки следует, что в соответствии с п.5 ст.100 Налогового кодекса Российской Федерации МО “Музеон” вправе представить разногласия по настоящему делу в течение 2-х недель со дня получения акта (л.д.14).

Возражения налогоплательщика по акту N 08-700 по каждому спорному пункту представлены в налоговую инспекцию письмом от 14 сентября 1999 года N 283 (л.д.21) и имеются в материалах дела (л.д.17-20). Согласно отметке на письме от 14 сентября 1999 года налоговая инспекция получила обоснованные возражения по акту проверки 15 сентября 1999 года (л.д.21).

Доказательств рассмотрения возражений налогоплательщика по акту проверки в материалах дела нет, что свидетельствует об уклонении налогового органа от рассмотрения налогового спора без привлечения судебных органов.

Статья 93 - "Истребование документов", на которую ссылается налоговой орган в решении от 4 октября 1999 года (л.д.25), говорит о том, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента необходимые для проверки документы, а в рассматриваемом случае проверка уже закончена, акт составлен.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция полагает, что решение ИМНС РФ N 3 по ЦАО г.Москвы N 04-08/734-662 о проведении мероприятий налогового контроля вынесено с нарушением ст.ст.93, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежит признанию недействительным.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.171, 173-177 АПК Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда г.Москвы от 20 апреля 2000 года по делу N А40-1527/00-87-35 отменить.

Иск МО "Музеон" удовлетворить.

Признать недействительным решение ИМНС РФ N 3 по ЦАО г.Москвы от 4 октября 1999 года N 04-08/734-662 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Возместить МО "Музеон" из федерального бюджета расходы по государственной пошлине в размере 834 руб. 90 коп. и 417 руб. 45 коп.

     Председательствующий

Судьи

     Текст документа сверен по:
официальная рассылка