• по
Более 65000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 2000 года Дело N КА-А40/4608-00


[Федеральная служба России по ВЭК имела право на взыскание штрафа как орган валютного контроля, т.к. Правительство РФ образовало данную службу для реализации функций Правительства РФ по валютному и экспортному контролю]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ....., при участии в заседании: КБ "БФТ " - Суслов С.О., дов. от 05.07.2000, Белова Е.А., дов. от 07.09.2000; ЦРЦ ВЭК России - Антонова Е.В.,дов. от 04.10.2000 N 1/16-819, рассмотрев кассационную жалобу ЦРЦ ВЭК на решение (определение) от 10 июля 2000 года по делу N А40-16539/00-106-198 Арбитражного суда г.Москвы (судьи:....), установил:

Коммерческий банк "Банк БФТ" обратился в Арбитражный суд г.Москвы с исковым заявлением о признании недействительным решения Центрального регионального центра Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю N 20501053 от 26.04.2000.

Решением суда от 10 июля 2000 года требования истца удовлетворены, оспариваемое решение ЦРЦ ВЭК признано недействительным.

ВЭК России, не согласившись с выводами суда, настаивает на отмене судебного акта, мотивируя тем, что он принят с нарушением норм материального права, а именно п.2 ст.11 Закона "О федеральных органах налоговой полиции", п.3 ст.11 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Органы налоговой полиции при проведении проверки пользовались правами агента валютного контроля. Взыскание штрафных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля.

Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы сторон, проверив в порядке ст.174 АПК РФ правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, находит решение суда подлежащим отмене как недостаточно обоснованное, а дело передаче на новое рассмотрение суду первой инстанции.

Признавая недействительным решение ЦРЦ ВЭК N 20501053 о применении финансовых санкций в отношении КБ "Банк БФТ" за нарушение требований Инструкции ЦБ РФ "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками", суд исходил из того, что проверка работы обменных пунктов проводилась органами налоговой полиции как с превышением полномочий должностных лиц, так и самой службы налоговой полиции. При вынесении решения суд также указал на то, что правом налагать штраф за нарушение требований Инструкции N 27 обладает лишь Главное территориальное управление Банка России.

С выводами суда нельзя согласиться.

Согласно п.1, 3 ст.11 Закона РФ от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля.

В силу п.2 ст.11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" органы налоговой полиции наделены правом пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля. Полномочия органов и агентов валютного контроля определены п.2 ст.12 Закона, в силу которой органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции осуществляют контроль за проводимыми резидентами и нерезидентами валютными операциями в Российской Федерации, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля. Проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

Таким образом вывод суда о превышении полномочий при проведении проверки органами налоговой полиции ошибочен и не основан на законе.

Что же касается вывода суда об отсутствии у ЦРЦ ВЭК правомочий по наложению штрафа за нарушение правил ведения валютно-обменных операций, предусмотренных Инструкцией ЦБ РФ N 27, то он также несостоятелен и не соответствует действующему валютному законодательству.

В соответствии со статьей 14 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты, в том числе уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка в виде штрафа в пределах суммы, которая не была учтена или была учтена ненадлежащим образом. Право на взыскание указанного штрафа предоставлено органам валютного контроля.

На основании п.2 ст.11 Закона о валютном регулировании органами валютного контроля является Правительство Российской Федерации и Банк России.

Согласно п.1 Положения о Федеральной службе России ВЭК в России образован для реализации функций Правительства РФ по валютному и экспортному контролю.

Анализ указанных норм свидетельствует о том, что ЦРЦ ВЭК, являющийся территориальным органом ВЭК России, наделена полномочиями взыскания штрафа как орган валютного контроля. Инструкция ЦБ РФ N 27 от 27.02.95, являясь подзаконным актом, принятым в соответствии с законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", не может ограничивать полномочия органов валютного контроля, определяемые законом.

Ошибочность выводов суда связана с неправильным применением норм материального права.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

При новом рассмотрении суду необходимо с учетом вышеуказанного всесторонне исследовать фактические обстоятельства валютного правонарушения, вины правонарушителя и всех других обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, применить нормы материального права, подлежащие применению.

Суд, руководствуясь ст.ст.174-178 АПК РФ, постановил:

Решение Арбитражного суда г.Москвы от 10 июля 2000 года по делу А40-16539/00-106-198 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

     Председательствующий

Судьи

     Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Номер документа: А40-16539/00-106-198
КА-А40/4608-00
Принявший орган: Арбитражный суд Московского округа
Дата принятия: 11 октября 2000

Поиск в тексте