ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 августа 2001 года Дело N КА-А40/4201-01


[Поскольку данное юридическое лицо имеет важное значение для экономики субъекта Российской Федерации, так как относится к предприятиям, выпускающим для нужд военно-воздушных сил резинотехнические изделия специального назначения, то ФСФО России правомерно включила его в перечень крупных, экономически или социально значимых организаций]
  (Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:….., при участии в Заседании: от ФСФО России - Яковлева Т.П. - дов. от 10.07.2001 N 179; от ОАО "РТИ-Каучук" - Сидоренков А.И. - дов. от 20.04.2001 б/н; от ОАО "Реалбаза N 1" - Елуферьев С.А. - дов. от 05.03.2001 N 018, рассмотрев кассационную жалобу ОАО "РТИ-Каучук" и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству на решение (определение) от 09.06.2001 и постановление от….. по делу N А40-15366/01-96-89 Арбитражного суда г.Москвы, судьи:....., установил:

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 09.06.2001 признано недействительным распоряжение Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 29.02.2000 N 9-р в части включения ОАО "РТИ-Каучук" в перечень крупных, экономически или социально значимых организаций.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято в нарушение действующего законодательства и нарушает права и законные интересы истца.

При этом суд сослался на ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.1 ст.132, п.2 ст.19, п.4 ст.185, п.2 ст.58 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационных жалобах ФСФО России и ОАО "РТИ-Каучук" просят об отмене вышеназванного судебного акта по основаниям нарушения судом норм материального и процессуального права: ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п.3 п.4 Положения о ФСФО Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 301 от 04.04.2000, п.4 распоряжения ФСДН России N 13-р от 31.03.99, ст.58 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителей, поддержавших доводы кассационных жалоб, представителя ОАО "Реалбаза N 1", возражавшего против отмены обжалуемого судебного акта, считая его законным и обоснованным, суд кассационной инстанции находит, что решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.06.2001 по делу N А40-15366/01-96-89 подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм материального права: ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Оспариваемым распоряжением ФСФО России от 29.02.2000 N 9-р ОАО "РТИ-Каучук" было включено в перечень крупных, экономически или социально значимых организаций на 2000 год.

Согласно ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 301, ФСФО России ведет учет платежеспособности крупных, экономически или социально значимых организаций, формирует перечни таких организаций, анализирует их финансовое состояние и представляет в Правительство Российской Федерации предложения по финансовому оздоровлению указанных организаций.

Целью мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности является создание необходимых условий для реализации государственной политики, направленной на предупреждение банкротств лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также на финансовое оздоровление и реструктуризацию неплатежеспособных организаций (распоряжение ФСДН России от 31.03.99 N 13-р).

Арбитражный суд г.Москвы при принятии обжалуемого решения указал на то, что ОАО "РТИ-Каучук" не соответствует ни одному из предусмотренных критериев для включения его в Перечень, поскольку указанная организация не входит в число ста крупнейших компаний России по рыночной стоимости (капитализация), не является субъектом естественной монополии, не относится в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" к градообразующим, а также численность ее работников не превышает 10 тыс. человек.

Данный вывод суда является ошибочным, так как в соответствии с пунктом 4 распоряжения ФСДН России от 31.03.99 N 13-р территориальным органам и агентствам ФСДН России в дополнение к установленному ФСДН России составу организаций, подлежащих мониторингу, разрешается проводить мониторинг финансового состояния иных организаций-должников, имеющих важное значение для экономики соответствующих регионов.

Кроме того, согласно абзацу первому пункта 2 Порядка проведения мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности, утвержденного распоряжением ФСДН России от 31.03.99 N 13-р, территориальные органы ФСФО России ежегодно формируют перечни организаций, подлежащих финансовому мониторингу, расположенных на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, которые представляются в ФСФО России для утверждения.

В указанный Перечень включались организации, подлежащие финансовому мониторингу в соответствии с устанавливаемым ФСФО России составом этих организаций, а также организации, перечень которых доведен ФСФО России до соответствующего территориального органа как задание на проведение финансового мониторинга (абзац второй пункта 2 Порядка проведения мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности, утвержденного распоряжением ФСДН России от 31.03.99 N 13-р).

Таким образом, в Перечень вносятся организации, подпадающие под критерии, установленные пунктом 1 распоряжения ФСДН России от 29.02.99 N 13-р, а также иные организации, определяемые ФСФО России.

По делу видно, что ОАО "РТИ-Каучук" имеет важное значение для экономики субъекта Российской Федерации, так как относится к предприятиям, выпускающим для нужд военно-воздушных сил резинотехнические изделия специального назначения, а также является единственным предприятием по производству армированных поручней для станций метрополитена г.Москвы и стран СНГ.

Таким образом, ФСФО России включила ОАО "РТИ-Каучук" в Перечень крупных, экономически или социально значимых организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.06.2001 по делу N А40-15366/01-96-89 отменить.

В иске ОАО "Реалбаза N 1" о признании недействительным распоряжения Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 29.02.2000 N 9-р отказать.

Взыскать с ОАО "Реалбаза N 1" государственную пошлину в доход Федерального бюджета Российской Федерации в размере 1500 руб.

     Председательствующий

Судьи

Текст документа сверен по:

рассылка