• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 мая 1998 года N КА-А40/865-98


[Суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерном начислении ответчиком штрафных санкций на истца, поскольку ответственность банков за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств в доход федерального бюджета законодательством не предусматривалась]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ….., N 02-05/724 от 05.01.98; Мичурина Л.Н. - дов. N 01-08/517 от 05.05.98, Макушина Ж.Л. - дов. N 01-08/517 от 05.05.98; от АКБ "Московский индустриальный банк": Плугарь Н.В. - дов. N 09-26/240 от 22.12.97, Ивашкин Ю.Б. - дов. N 09-26/240 от 22.12.97, Хвостова О.В. - дов. N 09-28/185 от 31.10.97, Моисеева О.Н. - дов. N 09-26/240 от 22.12.97, рассмотрев в заседании кассационную жалобу Отделения Федерального казначейства по ЮАО г.Москвы на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12 февраля 1998 года по делу N А40-3699/97-87-105, судьи: ..., установил:

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 12.02.98 признаны недействительными пункты 1, 3, 4 акта проверки Отделения Федерального казначейства по Южному административному округу г.Москвы (далее по тексту ОФК ЮАО г.Москвы) от 01.10.97 в части взыскания штрафных санкций, начисленных за период до 10.02.97 в размере 564471683,15 руб. в старом масштабе цен.

Суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерном начислении ответчиком штрафных санкций на истца за период до 10.02.97, поскольку ответственность банков за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств в доход федерального бюджета законодательством до 10.02.97 не предусматривалась.

При этом суд сослался на ст.13 ГК РФ, Указ Президента РФ от 08.12.92 N 1556 "О Федеральном казначействе", постановление Правительства РФ от 28.01.97 N 109; Положение о Федеральном казначействе (п/п."з" п.12).

В кассационной жалобе ОФК ЮАО г.Москвы просит об отмене решения суда по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального права: п.З, п.4 Указа Президента РФ от 08.12.92 N 1556 "О Федеральном казначействе", ст.849 ГК РФ; п.З ст.31 Закона РФ от 02.12.90 "О банках и банковской деятельности".

Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя АКБ "Московский Индустриальный Банк", возражавшего против отмены обжалуемого судебного акта, считая его законным и обоснованным, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения Арбитражного суда г.Москвы от 12.02.98 по делу N А40-3699/97-87-105, вынесенного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Суд полно и тщательно исследовал все обстоятельства дела, оценил в совокупности собранные по делу доказательства и пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый акт проверки ОФК по ЮАО г.Москвы является актом органа управления и в силу ст.22 АПК РФ может быть оспорен в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что оспариваемым актом принято решение о наложении на истца штрафных санкций, данный акт утвержден руководителем ответчика, имеет властно-распорядительный характер и порождает юридические последствия.

Обоснованным является и вывод суда о том, что указанный акт проверки частично не соответствует законодательству и нарушает права и интересы истца.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки к истцу были применены штрафные санкции за несвоевременное исполнение платежных поручений налогоплательщиков о перечислении платежей в федеральный бюджет. При этом ОФК по ЮАО г.Москвы сослался на п.3 Указа Президента РФ от 08.12.92 N 1556 "О Федеральном казначействе".

Однако данным Указом Президента РФ ответственность за несвоевременное исполнение платежных документов не предусматривалась.

В соответствии с п.3 вышеназванного Указа Президента РФ ответственность банков наступает в случае несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход федерального бюджета.

Под диспозицией данной нормы следует понимать незачисление банком поступивших платежей в бюджет на его доходные счета, открытые в этом банке налоговыми или другими уполномоченными органами.

Ответственность же за несвоевременное исполнение банками платежных документов на перечисление средств в доход федерального бюджета была установлена постановлением Правительства РФ от 28.01.98 N 109, вступившим в законную силу 10.02.97. Данным постановлением были внесены изменения в диспозицию п.12"з" Положения "О Федеральном казначействе", увеличивающие объективную сторону правонарушения.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что ОФК по ЮАО г.Москвы до 10.02.97 не имело права налагать штраф по указанному выше основанию.

Ссылка заявителя на ст.849 ГК РФ является несостоятельной, поскольку возникшие между казначейством и банком правоотношения в силу п.3 ст.2 ГК РФ не регулируются гражданским законодательством.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции находит, что дело рассмотрено арбитражным судом полно и всесторонне с соблюдением норм материального и процессуального законодательства.

Руководствуясь ст.ст.175, 177 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:

Решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.02.98 по делу N А40-3699/97-87-105 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий

Судьи

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А40-3699/97-87-105
КА-А40/865-98
Принявший орган: Арбитражный суд Московского округа
Дата принятия: 06 мая 1998

Поиск в тексте