ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2001 года Дело N КА-А41/7178-01


[Поскольку законодательство Российской Федерации не ограничивало права органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования на применение льгот по налогам в отношении федеральных налогов в период заключения налогового соглашения, суд сделал обоснованный вывод о том, что в действиях истца отсутствует состав налогового правонарушения, в связи с чем привлечение его к ответственности неправомерно]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ….., при участии в заседании: от истца - Каменский К.Г. - дов. от 10.12.2001; от ответчика - Лобачевская Н.Л. - дов. от 12.03.2001 N 1, рассмотрев кассационную жалобу ИМНС РФ по г.Краснознаменску на решение от 14.08.2001 по делу N А41-К2-9570/01 Арбитражного суда Московской области установил:

Иск заявлен ООО "Геркон" к Инспекции МНС РФ по г.Краснознаменску о признании недействительным решения от 18.06.2001 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 Налогового Кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм НДС за III-й, IV-й квартал 1999 года и IV-й квартал 2000 года. Оспариваемым решением налогового органа налогоплательщику предложено уплатить недоимку и пени.

Решением от 14.08.2001 Арбитражный суд Московской области исковые требования удовлетворил, решение Инспекции признано недействительным.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Законность и обоснованность судебного акта проверяется в порядке ст.171 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит решение суда отменить, в иске отказать, ссылаясь на отсутствие у Администрации г.Краснознаменска правомочий по предоставлению юридическим лицам льгот по уплате в местный бюджет федеральных налогов.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.

Арбитражный суд, правильно применив указанные в судебном акте нормы материального права, в том числе Закон РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации", Закон РФ "О закрытом административно-территориальном образовании", правомерно и обоснованно удовлетворил исковые требования.

Из материалов дела следует, что Администрация г.Краснознаменска и ООО "Геркон" 27.02.98 заключили Налоговое соглашение N ИР/36 со сроком действия с 27.02.98 по 31.12.2000, по которому в целях выполнения программы социально-экономического развития города, обеспечения финансирования перспективных социальных проектов Администрация г.Краснознаменска предоставляет ООО "Геркон" льготы по налогам, уплачиваемым в бюджет г.Краснознаменска в соответствии с Приложением N 1 к соглашению.

Суд, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что на момент заключения Налогового соглашения Администрация г.Краснознаменска обладала необходимыми для предоставления налоговых льгот полномочиями, основывающимися на нормах ст.1 Закона РФ "Об основах налоговой системы", Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании".

На момент заключения Налогового соглашения от 27.02.98 N ИР/36 оспариваемые правоотношения регулировались ст.1 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", ст.29 Закона РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации ", ст.5 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании".

Анализ названных норм позволяет сделать вывод, что право распоряжения средствами местного бюджета закреплено за органами местного самоуправления закрытого административно-территориального образования.

Согласно действовавшей во время заключения соглашения ст.1 Закона РФ "Об основах налоговой системы" органы государственной власти вправе были предоставить льготы по всем налогам, в том числе и федеральным. Аналогичное указание содержится в ст.12 Закона РФ "Об инвестиционном налоговом кредите". Названные нормы закона не противоречат ст.ст.71, 76 Конституции РФ.

В соответствии со ст.5 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" (в редакции от 28.11.96 N 144-ФЗ), бюджет закрытого административно-территориального образования формируется за счет зачисления в него всех налогов и других поступлений с его территории.

Решением городского Совета депутатов г.Краснознаменска N 73-14 от 23 сентября 1997 года было утверждено Положение об особом режиме инвестиционной и предпринимательской деятельности в г.Краснознаменске, согласно которому в его границах действует льготное налогообложение для вновь создаваемых предприятий на основании заключенных с ними налоговых соглашений.

Таким образом, в данном случае Налоговое соглашение между Администрацией г.Краснознаменска и ООО "Геркон" в момент заключения не противоречило действующему законодательству, поскольку имело место распоряжение средствами местного бюджета в пределах полномочий органа местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ N 595 от 15.06.98 были утверждены "Правила предоставления органам местного самоуправления дополнительных льгот по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований", в которых предусмотрен порядок предоставления предприятиям дополнительных льгот, кроме того, установлены некоторые ограничения в предоставлении налоговых льгот.

Это постановление было принято после заключения Налогового соглашения N ИР/36 и в соответствии со ст.57 Конституции РФ обратной силы не имеет.

Поскольку законодательство Российской Федерации не ограничивало права органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования на применение льгот по налогам в отношении федеральных налогов в период заключения налогового соглашения, суд сделал обоснованный вывод о том, что в действиях ООО "Геркон" отсутствует состав налогового правонарушения, в связи с чем привлечение его к ответственности неправомерно.

Довод Инспекции о том, что право органов местного самоуправления ЗАТО на предоставление льгот распространяется только на местные налоги не следует из норм права, которыми в период с 27.02.98 по 31.12.2000 регулируются данные правоотношения.

При таких обстоятельствах выводы суда о правомерности заключения данного соглашения являются правильными, оснований для отмены решения не имеется.

Кроме того, арбитражным судом установлено, что ООО "Геркон" соответствовало требованиям, предъявляемым к налогоплательщикам в соответствии с Федеральным законом РФ от 02.04.99 N 67-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты .Российской Федерации о закрытых административно-территориальных образованиях", которым изменен абз.3 п.1 ст.5 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании".

Данный вывод суда подтверждается пунктом 2.1 акта выездной налоговой проверки от 28.04.2001 N 53, из которого видно, что ООО "Геркон" осуществляло не менее 70 процентов деятельности на территории закрытого административно-территориального образования, не менее 70 процентов фонда зарплаты ООО "Геркон" приходится на жителей г.Краснознаменска и не менее 90 процентов основных средств расположено на территории г.Краснознаменска.

Таким образом, вследствие того, что фактическая деятельность общества отвечает критериям, указанным в Законе РФ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о закрытых административно-территориальных образованиях", оно имело право на получение дополнительных льгот по налогу на добавленную стоимость.

Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены. Доводы Инспекции в кассационной жалобе фактически повторяют его позицию, изложенную при рассмотрении спора по существу.

Устно заявленные доводы Инспекции о частичном изменении судебного акта по позиции, касающейся налогообложения ООО "Геркон" в 2000 году, не принимаются судом кассационной инстанции как документально не обоснованные.

Руководствуясь ст.ст.171, 173 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 14 августа 2001 года по делу N А41-К2-9570/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИМНС РФ по городу Краснознаменску - без удовлетворения.

     Председательствующий

Судьи

     Текст документа сверен по:
 рассылка