ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 апреля 2002 года Дело N А55-4206/01-9

     [Учитывая, что правоотношения сторон по выкупу арендованного помещения возникли после введения в действие ФЗ "О приватизации государственного имущества...", суд не вправе был при определении выкупной стоимости помещения руководствоваться программой приватизации, поэтому дело было направлено на новое рассмотрение]

(Извлечение)

Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, в составе... с участием: от истца - не явился, извещен, от ответчика - не явился, извещен, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом г. Самары на решение от 06.12.01г. Арбитражного суда Самарской области и постановление апелляционной инстанции того же суда от 05.02.02г.по делу N А55-4206/01-9 по иску Общества с ограниченной ответственностью "Снежок", г. Самара, к Комитету по управлению имуществом г. Самары о понуждении ответчика заключить договор купли-продажи нежилого помещения общей площадью 271,9 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Аэродромная, дом 117 на условиях проекта договора, представленного истцом 26.10.2001г. и по цене 27.211руб.75коп. установила:

Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.05.2001г. иск удовлетворен. Суд обязал ответчика заключить договор-купли продажи помещения на условиях проекта, представленного истцом, с учетом требований пункта 4.9 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.08.01г. решение суда от 07.05.2001г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.

Суд кассационной инстанции установил обстоятельства того, что заявление о выкупе нежилого помещения подано обществом после вступления в действие Федерального Закона от 21.07.97г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", поэтому предусмотренное пунктом 4.9 Основных положений ограничение размера выкупной цены общей площади помещения, здания, строения, сооружения суммой годовой арендной платы, установленной в договоре аренды, умноженной на соответствующие коэффициенты, после вступления в силу названного Федерального Закона применению не подлежит.

Вопрос о рыночной оценке нежилого помещения в совокупности со статьями 16, 17 Федерального Закона от 21.07.97г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", а также статьей 8 Федерального Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.98г. N 135-ФЗ судом первой инстанции не рассматривался.

При повторном рассмотрении дела, истец в обоснование цены выкупаемого объекта сослался на Программу приватизации муниципальных предприятий в городе Самаре, утвержденную Постановлением Главы администрации г. Самары N 347 от 03.03.1994г., согласно которой размер выкупной цены установлен аналогично ее размеру по п.4.9 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01.07.1994г.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2001г. иск удовлетворен. Суд обязал ответчика заключить договор купли-продажи помещения на условиях проекта, представленного истцом, т.е. по цене 27.211руб.75коп. Выкупная цена определена в соответствии с Постановлением Главы администрации г. Самары N 347 от 03.03.1994г.

Арбитражный суд не принял во внимание довод ответчика о принятии 01.06.2001г. новой местной программы приватизации, касающейся выкупа арендуемых нежилых помещений находящихся в муниципальной собственности.

Постановлением апелляционной инстанции от 05.02.02г. решение суда оставлено без изменения по тем же основаниям.

В кассационной жалобе Комитет по управлению имуществом г. Самары ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, указывая на противоречие Постановления Главы администрации г. Самары N 347 от 03.03.1994г. действующему законодательству о приватизации, после вступления в действие Федерального Закона от 21.07.97г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", и в удовлетворении исковых требований отказать.

Законность решения от 06.12.2001г. и постановления от 05.02.02г. проверена в порядке статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационной инстанцией, которая считает принятые по делу судебные акты подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда, ввиду неполного исследования всех обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения спора, а также нарушение статьи 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что между истцом и Фондом имущества г. Самары был заключен 19.04.93г. договор N 269 купли-продажи основных и оборотных средств, находящихся по адресу: г. Самара, ул. Аэродромная, 117, на основании которого ООО "Снежок" 19.04.93г. выдавалось свидетельство N 338, удостоверяющее право собственности на указанное имущество.

Поскольку ООО "Снежок" выкупило имущество предприятия, а нежилое помещение занимало и пользовалось на основании договора аренды N 09068 от 28.10.96г., заключенного с Комитетом по управлению имуществом г. Самары, оно в соответствии с пунктом 5.14.6 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 24.12.93г. N 2284, имеет исключительное право приобретения в собственность (или долгосрочной аренды сроком не менее 15 лет) нежилого помещения, которым фактически пользовалось в процессе своей уставной деятельности.

Заявление о выкупе нежилого помещения подано ООО "Снежок" 21.12.2000г., т.е. после вступления в действие Федерального Закона от 21..07.97г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".

Исходя из смысла пункта 2 статьи 4, пункта 3 статьи 26, пункта 4 статьи 31 данного Федерального Закона ограничение размера выкупной стоимости зданий, строений, сооружений при выкупе муниципального имущества, установленное пунктом 4.9 Основных положений, после вступления в силу названного Федерального Закона применению не подлежит.

Согласно упомянутому Федеральному Закону порядок определения стоимости выкупаемого арендаторами государственного имущества определяется соответственно программой приватизации и программами приватизации субъектов Российской Федерации (п.3 ст.26), не предусмотрено нормативного регулирования стоимости выкупаемого арендаторами муниципального имущества, а потому муниципальное образование вправе решать этот вопрос самостоятельно, исходя из установленного им порядка и условий приватизации муниципального имущества.

Учитывая, что правоотношения сторон по выкупу арендованного помещения возникли после введения в действие указанного Федерального Закона, суд не вправе был при определении выкупной стоимости помещения руководствоваться программой приватизации муниципальных предприятий в городе Самаре, утвержденной Постановлением Главы администрации г. Самары N 347 от 03.03.1994г. поскольку в ней размер выкупной цены устанавливался аналогично ее размеру по пункту 4.9 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01.07.1994г.

Тем более, что 01.06.2001г. в городе Самаре была принята новая местная программа приватизации муниципального имущества с учетом Федерального Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Согласно ч.2 ст.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, в т.ч. издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом.

При данных обстоятельствах обжалуемое судебное решение не может быть признано обоснованным, в связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 (2), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия постановила:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2001г. и постановление апелляционной инстанции от 05.02.2002г. по делу N А55-4206/01-9 отменить, и дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Текст документа сверен по:

файл-рассылка