ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 1999 года Дело N А44-1710/98-С12

[Ссылки ответчика на то обстоятельство, что перерасход средств произошел вследствие ненадлежащего исполнения фондом своих обязательств по финансированию, несостоятельно, поскольку ответчик допустил перерасход абсолютных значений резервов, установленных договором]

     

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чертилиной З.А., судей Коробова К.Ю., Скворцова О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЗАО “МСК ”Ганзамед” на решение Арбитражного суда Новгородской области от 10.11.98 по делу N А44-1710/98-С12 (судья Чепрасов А.В.) установил :

Новгородский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - Новгородский фонд ОМС) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском к закрытому акционерному обществу “Медицинская страховая компания ”Ганзамед” (далее - ЗАО “МСК ”Ганзамед”) о взыскании  10 180 руб. штрафа за превышение расходов на ведение дела и расторжении договора медицинского страхования.


Решением от 10.11.98 исковые требования в части взыскания штрафа удовлетворены частично в размере  3020 руб. В остальной части иска отказано.


В апелляционном  порядке дело не рассматривалось.


В кассационной жалобе ее податель просит решение отменить, в иске отказать. При этом заявитель, не оспаривая факта перерасхода средств на ведение дел, указывает, что превышение этих расходов отнесено за счет собственной прибыли страховщика, что отражено в отчете по форме N 2а, которая является надлежащей формой отчетности, предусмотренной законодательством. Ссылки суда на форму отчетности N 12, по мнению подателя жалобы, необоснованны, так как эта форма отчетности отменена. Кроме того, заявитель считает, что суд не принял во внимание, что перерасход средств на ведение дела возник из-за систематического нарушения страхователем договора о финансировании обязательного медицинского страхования и, полагая, что надлежащее выполнение обязательств страховщиком напрямую зависит от исполнения своих обязательств страхователя, считает, что при сложившихся обстоятельствах Новгородский фонд ОМС не вправе требовать надлежащего исполнения обязательств от страховщика.


В отзыве на кассационную жалобу Новгородский фонд ОМС просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, полагая, что решение правомерно и обоснованно.


Новгородский фонд ОМС и ЗАО “МСК ”Ганзамед” о времени и месте слушания дела надлежащим образом извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.


Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.


Как видно из материалов дела, между Новгородским фондом ОМС (фонд) и ЗАО “МСК ”Ганзамед” (страховщик) заключен договор о финансировании обязательного медицинского страхования от 25.12.96 N 3, который пролонгирован на 1998 год. Согласно этому договору фонд принимает на себя обязательства по финансированию деятельности страховщика в объеме, обеспечивающем выполнение последним обязательств по обязательному медицинскому страхованию работающих граждан и договоров на предоставление лечебно-профилактической помощи, а страховщик осуществляет обязательное медицинское страхование с соблюдением действующего законодательства, территориальных Правил обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) граждан и других утвержденных в установленном порядке нормативных актов.


В соответствии с Типовыми правилами ОМС полученные от фонда по дифференцированным подушевым нормативам средств ОМС страховщик  согласно Положению о страховой медицинской организации использует на оплату медицинских услуг, формирование резервов, на оплату расходов по ведению дела по ОМС, на формирование фонда оплаты труда работников, занятых в ОМС. Нормативы этих резервов установлены договором от 25.12.96.


Исходя из положений Типовых правил ОМС, утвержденных Федеральным фондом ОМС 01.12.93, и Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе ОМС граждан, утвержденного Федеральным фондом ОМС 18.03.93, фонд выполняет контрольные функции за расходованием страховщиком средств, направляемых ему фондом, в том числе расходов на ведение дела.


В соответствии  со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Ответственность страховщика за превышение расходов на ведение дела и оплату труда по ОМС предусмотрена пунктом 2.5 договора от 25.12.96 в виде штрафа в размере 10% объема перерасходованных средств.


Как видно из материалов дела, ответчик не оспаривает факта перерасхода средств на ведение дела. Суд первой инстанции в полном объеме исследовал обстоятельства перерасхода страховщиком этих средств и пришел к правильному выводу о том, что сумма перерасхода средств на ведение дел составляет 30,2 тысячи рублей, а не сумму, заявленную истцом в размере 76,2 тысячи рублей, поскольку ЗАО “МСК ”Ганзамед” перерасход в сумме  46,0 тысяч рублей погасило за счет собственных средств.


Утверждение ответчика о том, что весь перерасход средств произошел за счет его собственных средств, не может быть принято судом во внимание, поскольку оно не подтверждается материалами дела.


Ссылки ЗАО “МСК ”Ганзамед” на то обстоятельство, что перерасход средств произошел вследствие ненадлежащего исполнения фондом своих обязательств по финансированию, несостоятельно, поскольку ответчик допустил перерасход абсолютных значений резервов, установленных договором.


Суд также полно исследовал представленные истцом доказательства в отношении нарушений по оплате страховщиком медицинских услуг по счетам медицинских учреждений и пришел к обоснованному выводу о  том, что истцом не доказана вина страховщика в несвоевременной оплате медицинских услуг, так как имели место нарушения фондом условий договора о финансировании, что подтверждается решениями арбитражного суда о принудительном взыскании с фонда авансовых и окончательных платежей по ОМС. Согласно пункту 4.6 Типовых правил ОМС фонд обязан полностью и своевременно в соответствии с договором со страховой медицинской организацией финансировать ее.


Следует также отметить, что в соответствии с пунктом 12 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе ОМС граждан фонд при выявлении нарушений в расходовании средств ОМС страховой медицинской организацией имеет право приостановить ее финансирование и одновременно обратиться в органы, выдавшие лицензию на обязательное медицинское страхование, о временном приостановлении действий последней. Данных о том, что такие обращения имели место, в материалах дела не имеется.


Изложенное позволяет признать, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о расторжении договора. В этой части решение не обжалуется.


При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.


На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации , Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил :


решение   Арбитражного  суда  Новгородской  области  от  10.11.98  по  делу N А44-1710/98-С12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
З.А.Чертилина

                    Судьи
К.Ю.Коробов
                                                              О.Ю.Скворцов

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка