Недействующий


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июня 1999 года Дело N А56-4081/99


[Порядок проведения и созыва схода требованиям закона не соответствовал, в связи
с чем было правомерно отказано в регистрации устава муниципального
образования, принятого на этом сходе]

___________________________________________________________________
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 марта 2000 года N 8565/99 данное постановление отменено. Производство по делу прекращено.

     ___________________________________________________________________

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кирилловой И.И., судей Сергеевой И.В. и Яковлева И.А., при участии представителя истца Юркова А.М. (паспорт ХУП-АК N  626560), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Красногорское" Всеволожского района Ленинградской области на решение от 29.03.99 (судьи Демина И.Е., Звонарева Ю.Н., Савицкая И.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 11.05.99 (судьи Королева Т.В., Капелькина Л.М., Серикова И.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N  А56-4081/99, установил:

Муниципальное образование "Красногорское" Всеволожского района Ленинградской области (далее - МО "Красногорское") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Ленинградской областной регистрационной палате (далее - палата) об обязании зарегистрировать устав МО "Красногорское" и признать действия палаты выходящими за пределы ее правоспособности.

До принятия судом решения истец уточнил предмет иска в части первого требования и просил признать недействительным приказ палаты от 17.02.99 N  МО/77, которым было отказано в регистрации устава.

Решением от 29.03.99 в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 11.05.99 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе МО "Красногорское" просит отменить решение и постановление, обязать палату зарегистрировать устав, указывая, что отсутствуют предусмотренные законодательством основания для отказа в регистрации устава. Податель жалобы полагает, что акт органа местного самоуправления - решение от 30.12.98, принятое сходом граждан, - не признан недействительным, а следовательно, действует и порядок проведения схода, установленный уставом образования. По мнению истца, суд неправомерно указал, что в уставе не определены границы МО "Красногорское", в то время как в статье 5 устава эти границы установлены. В жалобе утверждается, что суд неправильно применил и истолковал Закон Ленинградской области "О местном самоуправлении в Ленинградской области" (далее - Закон "О местном самоуправлении"), в частности сослался на пункт 2 статьи 18 названного закона; однако эта норма, по мнению истца, регламентирует порядок проведения референдума, а не схода, порядок проведения которого определен в статье 19 того же закона.

В судебном заседании  представитель истца поддержал жалобу, представитель ответчика возразил против ее удовлетворения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Областного Закона "О местном самоуправлении в Ленинградской области" основанием для отказа в регистрации устава муниципального образования может быть противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации, Уставу Ленинградской области, областным законам.

В соответствии с пунктом 6 статьи 7 этого же закона в уставе муниципального образования указываются границы и состав территории муниципального образования. Это требование истцом нарушено: границы создаваемого муниципального образования в его уставе не указаны; в статье 5 устава (л.д.8) определен лишь состав населенных пунктов - пять деревень, что явилось одним из законных оснований для отказа в регистрации устава.

Согласно пункту 2 статьи 15 названного закона изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующей территории. В настоящее время пять деревень, включенных в состав вновь образуемого муниципального образования "Красногорское", входят в состав муниципального образования "Колтушская волость" Всеволожского района Ленинградской области. При образовании МО "Красногорское" не учтено мнение населения МО "Колтушская волость", в то время как преобразования влекут изменение границ территории МО "Колтушская волость", что также явилось основанием для правомерного отказа в регистрации устава МО "Красногорское".

Пункт 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Областного Закона "О местном референдуме в Ленинградской области" граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично. Согласно пункту 2 статьи 18 Закона "О местном самоуправлении в Ленинградской области" граждане участвуют в местном референдуме (сходе) непосредственно и добровольно. Голосование осуществляется тайно. С учетом этих требований устав, принятый на сходе (референдуме), в результате голосования, проведенного тремя гражданами, выступающими по доверенностям, выданным гражданами, имеющим право на непосредственное участие в сходе, не мог быть зарегистрирован, поскольку решения, принятые на указанном сходе, являются ничтожными в силу их несоответствия закону и не влекут правовых последствий. Пункт 4 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускает совершения через представителей сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично.

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона "О местном самоуправлении в Ленинградской области" порядок проведения и созыва схода, пределы его компетенции  устанавливаются  уставом  муниципального  образования  в соответствии с областными законами. Порядок проведения и созыва схода, состоявшегося 30.12.98, этим требованиям не соответствовал, в связи с чем было правомерно отказано в регистрации устава, принятого на этом сходе.

Руководствуясь статьями 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 29.03.99 и постановление апелляционной инстанции от 11.05.99 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N  А56-4081/99 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального образования "Красногорское" Всеволожского района Ленинградской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
И.И.Кириллова

Судьи
И.В.Сергеева
И.А.Яковлев

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка