• по
Более 45000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 1999 года Дело N А13-2227/99-1


[На истце лежит обязанность самостоятельно уплачивать в бюджет Усть-Кубинского
района причитающийся с него налог]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Дмитриева В.В., судей Закордонской Е.Л. и Троицкой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОВ" на решение от 25.05.99 (судьи Осокина Н.Н., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.) и постановление апелляционной инстанции от 23.07.99 (судьи Богатырева В.А., Казак З.С., Хвостов Е.А.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N A13-2247/99-11, установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ОВ" (далее - ООО) обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления Государственной налоговой инспекции по Усть-Кубинскому району Вологодской области от 05.05.99 N 29, принятого по актам камеральной проверки, о привлечении к ответственности в виде взыскания 135 рублей 80 копеек штрафа за несвоевременное представление расчетов по налогам на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, на имущество и по сбору на нужды образовательных учреждений (часть первая статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации).

Решением от 25.05.99, оставленным без изменения постановлением от 23.07.99, иск удовлетворен частично.

В кассационной жалобе ООО просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.

По мнению подателя жалобы, уплата и представление расчетов по налогам на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, на имущество и сбору на нужды образовательных учреждений при осуществлении торговой деятельности в магазине, расположенном вне места регистрации ООО с учетом понятия торговой точки, приведенного в Инструкции Государственной налоговой инспекции по Вологодской области от 15.02.99 "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж", в силу статьи 6 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 Положения о порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, утвержденного постановлением Представительного собрания Усть-Кубинского муниципального района от 28.03.97 N 17, пункта 3 Закона Вологодской области "О сборе на нужды образовательных учреждений" и статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" являются незаконными и приводят к двойному налогообложению.

Стороны о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. однако своих представителей в заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при разрешении данного спора, кассационная инстанции считает жалобу подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, в проверяемом периоде общество фактически осуществляло коммерческую деятельность на территории Усть-Кубинского района Вологодской области, реализуя товары через магазин, принадлежащий ООО. Однако в нарушение статьи 4 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", пунктов 19, 23 и 24 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 13.06.96 N BA-3-12/49 "О порядке учета налогоплательщиков" ООО на налоговый учет не по месту регистрации не встало, местные налоги, введенные на территории района и поступающие в местный бюджет, а также часть региональных, налогов не платило.

Полагая, что ООО должно платить местные и региональные налоги по месту своего фактического расположения и соответственно представлять налоговые декларации, налоговая инспекция применила ответственность за несвоевременное представление налоговых деклараций за период с 01.08.98 по 01.01.99 в размере 25% от суммы местных и региональных налогов и сборов.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.99 нормы Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" признаны утратившими силу (кроме пункта 2 статьи 18 и статей 19-21). Часть первая Кодекса устанавливает иные составы правонарушений, размеры ответственности и порядок ее применения.

Пунктом 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено. что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу.

В том случае, когда часть первая Налогового кодекса Российской Федерации определяет более строгую ответственность за конкретное правонарушение. совершенное до 01.01.99, применяется ответственность, установленная именно Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога, налогоплательщик несет ответственность в виде штрафа в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога.

Статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 рублей (в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ).

Поскольку обязанность по представлению документов для уплаты налога, в том числе налоговых деклараций, установлена как статьей 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", так и статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации, диспозиция и гипотеза применения мер ответственности по статье 13 названного Закона и по статье 119 Кодекса совпадают, а соответственно, могут быть применены и в 1999 году штрафы за правонарушения, допущенные в предыдущие периоды.

Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на имущество относится к налогам субъектов Российской Федерации (региональным) и уплачивается в областной и районные (местные) бюджеты. В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" сумма налога исчисляется плательщиками самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года исходя из определяемой за отчетный период фактической среднегодовой стоимости имущества, рассчитанной с учетом уменьшения стоимости имущества и ставки налога. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей за отчетный период.

Поскольку законом порядок и форма подачи налоговых расчетов не определены, а данное право делегировано налоговым органам, суду следовало руководствоваться пунктом 10 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 08.06.95 N 33, согласно которому расчеты налога и среднегодовой стоимости имущества за отчетный период по формам согласно приложениям 1 и 2 представляются предприятиями в налоговые органы по месту нахождения вместе с бухгалтерским отчетом в сроки, установленные для представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности

Аналогично соответственно подпункту "г" пункта 1 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" сбор на нужды образовательных учреждений относится к налогам субъектов Российской Федерации (в том числе областей).

Суммы платежей по этому сбору зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Закона Вологодской области от 13.12.95 N 44-03 "О сборе на нужды образовательных учреждений" суммы платежей по сбору на нужды образовательных учреждений, взимаемые с предприятий, учреждений и организаций, зачисляются в областной бюджет.

Следовательно, независимо от места уплаты данного налога декларация также подается по месту регистрации юридического лица.

Перечисление региональных налогов не только в областной бюджет, но и в бюджеты районов не обязывает налогоплательщиков вставать на учет в инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в ином районе того же субъекта и, следовательно, подавать налоговые декларации вне места своей регистрации.

Таким образом, оснований для применения мер ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление (несвоевременное) представление расчетов по налогу на имущество и по сбору на нужды образовательных учреждений за 1998 год у ГНИ не имеется.

Вместе с тем кассационная инстанция считает ошибочным довод ООО об отсутствии обязанности уплачивать в местный бюджет Усть-Кубинского района налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, основанный на том, что истец своевременно уплатил указанный налог в бюджет Вологодского района по месту регистрации и постановки на налоговый учет.

В статьях 3 и 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" указано, что плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.

Обязанности налогоплательщика (в том числе своевременно и в полном размере уплачивать налоги, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения) перечислены в статье 11 вышеуказанного Закона и возникают при наличии объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами.

Согласно нормам главы II Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в Российской Федерации взимаются федеральные налоги (статья 19), налоги субъектов Российской Федерации (статья 20) и местные налоги (статья 21).

Компетенция органов государственной власти в решении вопросов о налогах определяется Налоговым кодексом Российской Федерации, а ранее Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими законодательными актами.

Установление местных налогов и сборов согласно Федеральному закону от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к ведению муниципальных образований.

Таким образом, право установления местных налогов и сборов, перечисленных в статье 21 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", принадлежит органам местного самоуправления.

Подпунктом "ч" пункта 1 статьи 21 вышеуказанного Закона предусмотрено введение налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Названный налог введен как на территории Вологодского района, так и на территории Усть-Кубинского района постановлениями местных органов власти.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" законодательные акты, устанавливающие налоги и сборы, должны определять: налогоплательщика (субъект налога); объект и источник налога; единицу налогообложения; налоговую ставку; сроки уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.

Решением Представительного собрания Усть-Кубинского муниципального района от 28.03.97 N 17 " О введении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы" утверждено "Положение о порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы", плательщиками названного налога являются расположенные на территории района предприятия, а также филиалы и обособленные подразделения, самостоятельно реализующие продукцию и услуги.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налогоплательщик подлежит в обязательном порядке постановке на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Инструкцией о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной приказом Госналогслужбы Российской Федерации от 13.06.96 N ВА-3-12/49, установлен порядок учета налогоплательщиков в Российской Федерации, в соответствии с которым учет налогоплательщиков осуществляется налоговыми органами по месту их нахождения.

Согласно пункту 21 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" порядок регистрации юридических лиц, в том числе определение места регистрации, должен быть установлен законом о регистрации юридических лиц. Учитывая, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации юридических лиц, при разрешении споров следует исходить из того, что местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов, однако реализация продукции через обособленные подразделения осуществляется и в иных местах.

Фактически осуществляя коммерческую деятельность на территории Усть-Кубинского района, общество в лице его работников пользовалось услугами муниципальной милиции, городского пассажирского транспорта, по уборке территории, а также услугами, связанными с содержанием жилищного фонда и объектов соцкультбыта.

Уклонение лица, осуществляющего коммерческую деятельность на территории муниципального образования, от уплаты местных налогов и сборов влечет ущемление интересов жителей соответствующего муниципального образования и фактически означает перекладывание бремени по формированию бюджета муниципального образования на других налогоплательщиков, осуществляющих, как и истец, коммерческую деятельность на данной территории, но при этом уплачивающих местные налоги и сборы.

Принимая во внимание все вышеизложенное, а также учитывая требования пункта 19 Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной приказом Госналогслужбы Российской Федерации от 13.06.96 N BA-3-12/49, об обязанности юридических лиц, являющихся плательщиками отдельных видов налогов в соответствующие бюджеты не по месту своей регистрации, встать на учет в налоговую инспекцию по месту уплаты налогов, суды и налоговая инспекция сделали правильный вывод об обязанности ООО уплачивать налог на содержание жилищного фонда и объектов соцкультбыта в месте фактического осуществления обществом постоянной коммерческой деятельности.

Довод ООО об уплате местного налога в Вологодском районе отклоняется кассационной инстанцией по следующим основаниям.

Во-первых, для уплаты местных налогов фактическое место расположения (нахождения) и осуществления коммерческой деятельности хозяйствующим субъектом имеет важное значение.

Во-вторых, при провозглашении государством финансовой самостоятельности и обособленности органов местного самоуправления, их бюджетов переплата налогов и сборов в бюджет одного муниципального образования не является основанием для освобождения от уплаты налогов и сборов в бюджет другого муниципального образования. Именно на истце лежит обязанность самостоятельно уплачивать в бюджет Усть-Кубинского района причитающийся с него налог. И это не противоречит принципу однократности налогообложения, установленному статьей 6 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", поскольку общество вправе потребовать возврата как ошибочно уплаченных (не в тот бюджет) сумм вышеназванных налога и сбора из бюджета Вологодского района. Действующим налоговым законодательством урегулирован порядок такого возврата.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 25.05.99 и постановление апелляционной инстанции от 23.07.99 Арбитражного суда Вологодской области по делу N A13-2247/99-11 отменить частично.

Признать недействительным постановление Государственной налоговой инспекции по Усть-Кубинскому району Вологодской области от 05.05.99 N 29 о привлечении к ответственности в виде взыскания штрафа за несвоевременное представление расчетов по налогу на имущество и сбору на нужды образовательных учреждений.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Возвратить ООО "ОВ" из федерального бюджета 208 рублей 73 копейки госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

     Председательствующий
В.В.Дмитриев

Судьи
Е.П.Закордонская
Н.В.Троицкая

     Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Номер документа: А13-2227/99-1
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 11 октября 1999

Поиск в тексте