ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 марта 2000 года Дело N А56-6487/99


[Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В., Ломакина С.А., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Ленинградской области Советниковой М.Л. (доверенность от 10.01.2000 N 10-5/23), от ПО "Яхта" председателя правления Архипова С.М. (протокол от 19.06.99) и Ушковой З.С. (доверенность от 29.09.99 N 178), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Ленинградской области на решение от 03.11.99 (судья Малышева Н.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 10.01.2000 (судьи Асмыкович А.В., Загараева Л.П., Пастухова М.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-6487/99, установил:

Государственная налоговая инспекция по Кировскому району Ленинградской области (далее - ГосНИ) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с потребительского общества садоводов "Яхта" (далее - ПО "Яхта", садоводство "Яхта") финансовых санкций в сумме 3749 рублей.

В судебном заседании истец изменил размер исковых требований, уменьшив его до 418 рублей в связи с приведением решения налоговой инспекции в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Решением от 03.11.99 в иске отказано по тем основаниям, что ответчик является некоммерческой организацией и не осуществлял предпринимательскую деятельность в спорный период.

Постановлением апелляционной инстанции от 10.01.2000 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) просит отменить судебные акты и удовлетворить иск.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает, что судебные акты не подлежат отмене.

Как видно из материалов дела, ГосНИ провела документальную проверку соблюдения налогового законодательства ПО "Яхта", являющимся некоммерческой организацией, за период 1996 - девять месяцев 1998 года, по результатам которой составлен акт от 31.12.98 и вынесено решение от 31.12.98 N 05-15/10244 о взыскании заниженных налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, пеней и штрафов в размере 100 процентов от неуплаченных налогов.

Решением ГосНИ от 12.03.99 N 02-07/1969 в решение от 31.12.98 внесены изменения - финансовые санкции приведены в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации и уменьшены до 418 рублей.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Уставом, зарегистрированным в 1979 году, ответчик имеет наименование - садоводческое товарищество "Яхта" (устав не приведен в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации); зарегистрирован же в комитете государственной статистики и поставлен на учет в налоговой инспекции согласно карте постановки на учет как потребительское общество садоводов "Яхта". В связи с этим определением арбитражного суда от 30.09.99 установлено, что надлежащим ответчиком по делу является потребительское общество садоводов "Яхта".

Налоговая инспекция считает, что занижение налогов связано с невключением в облагаемую вышеуказанными налогами базу разницы между полученной от членов садоводства платой за отпущенную электроэнергию и перечисленной садоводством ОАО "Ленэнерго".

Арбитражный суд установил, что садоводством "Яхта" заключен с ОАО "Ленэнерго" договор от 01.03.97 N 00316-1 на электроснабжение садоводства, в соответствии с которым расчеты осуществляются в соответствии с установленным Региональной энергетической комиссией Ленинградской области тарифом (далее - РЭК ЛО). РЭК ЛО в данный период установлен тариф 0,11 рубля за квт/ч для оплаты электроэнергии садоводством, согласно которому и осуществлялся расчет по договору. Расчеты за отпущенную электроэнергию с членами садоводства производились по установленному РЭК ЛО для физических лиц тарифу - 0,13 рубля. Образовавшуюся разницу садоводство "Яхта" использовало на покрытие затрат, связанных с содержанием и обслуживанием объекта инфраструктуры "электрические установки", находящегося на балансе и обслуживании садоводства.

В соответствии со статьями 2 и 4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" плательщиками налога являются предприятия и организации, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность. Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов без налога на добавленную стоимость.

Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что плательщиками налога являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (статья 1 Закона).

В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, утвержденного распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 28.01.94 N 66-р, объектом налогообложения является объем реализации продукции, выполненных работ, предоставляемых услуг, товарооборота. Для предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, объем реализации - фактически полученная выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, специального налога и акциза.

В статье 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" указано, что налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения от суммы реализации продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг.

В Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты, поступающих в дорожные фонды", разъяснено, что объектом налогообложения являются выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг) и товарооборот. Некоммерческие организации уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог в том случае, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности (пункт 21.2 Инструкции).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Из имеющихся в деле материалов не следует, что деятельность садоводства в период 1996 - девять месяцев 1998 года отвечает всем признакам предпринимательской деятельности, предусмотренной вышеназванной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поэтому считать доходом садоводства полученную разницу оснований не имеется. Применение налоговой инспекцией финансовых санкций в этом случае неправомерно.

При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для отмены судебных актов нет.

Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 03.11.99 и постановление апелляционной инстанции от 10.01.2000 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-6487/99 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
А.В.Шевченко

Судьи
В.В.Дмитриев
С.А.Ломакин

Текст документа сверен по:

официальная рассылка