ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2001 года дело N А56-10143/00


[Поскольку решение ИМНС было принято после составления акта проверки без получения возражений и без извещения налогоплательщика об их рассмотрении, то решение следует признать в соответствии со ст.101 НК РФ недействительным]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Клириковой Т.В., судей: Никитушкиной Л.Л, Пастуховой М.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга - Мельниковой Т.К. (доверенность от 27.12.2000 N 18/17441), Фирсовой В.Н. (доверенность от 12.01.2001 N 18/447), от Управления федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу - Журавлевой Т.Ю. (доверенность от 03.01.2001 N 11/4), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Гамма" на решение от 14.08.2000 (судья Петренко Т.И.) и постановление апелляционной инстанции от 15.11.2000 (судьи: Загараева Л.П., Асмыкович А.В., Савицкая И.Г.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-10143/00, установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу открытого типа "Гамма" (далее - АООТ "Гамма"), правопреемником которого является открытое акционерное общество "Гамма" (далее - ОАО "Гамма"), о взыскании штрафных санкций за неуплату налогов, непредставление налоговых деклараций и грубое нарушение правил учета объектов налогообложения.

Решением суда от 14.08.2000 исковые требования удовлетворены частично: взысканы штрафные санкции за неуплату сборов на содержание правоохранительных органов и на нужды образовательных учреждений, транспортного налога и налога с продаж и за непредставление деклараций по этим налогам. В остальной части иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 15.11.2000 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ОАО "Гамма" просит отменить решение и постановление суда в части удовлетворения исковых требований, указывая на то, что оно зарегистрировано и состоит на налоговом учете в городе Орле, где и уплатило налоги за 1996-1999 годы в полном объеме, проверяемый налоговой инспекцией склад не является структурным подразделением.

В судебном заседании представители налоговой инспекции и Управления федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу просили оставить решение и постановление суда без изменения.

ОАО "Гамма" о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства АООТ "Гамма" по месту расположения оптового склада-5 за период 1996 год - девять месяцев 1999 года, о чем составлен акт от 25.01.2000 N 02/5. По результатам проверки вынесено решение от 26.01.2000 N 02/8 о привлечении АООТ "Гамма" к налоговой ответственности за неуплату налогов, непредставление налоговых деклараций и грубое нарушение правил учета объектов налогообложения.

В ходе проверки установлено, что АООТ "Гамма", зарегистрированное в городе Орле, имеет на территории Московского района Санкт-Петербурга структурное подразделение - оптовый склад. За проверяемый период АООТ "Гамма" не уплачивало местные налоги и сборы: сборы на содержание правоохранительных органов, на нужды образовательных учреждений, транспортный налог и налог с продаж.

Указанные налоги и сборы в проверяемый период были установлены Положением "О целевом сборе на содержание правоохранительных органов", утвержденным распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 28.01.94 N 66-р, Законом Санкт-Петербурга "О сборе на нужды образовательных учреждений" от 27.09.95 N 102-15 (действовавшим до 01.01.98) и Законом Санкт-Петербурга "О налоге с продаж" от 07.12.98 N 248-57 (действовавшим с 01.01.99).

В соответствии с Положением "О целевом сборе на содержание правоохранительных органов", утвержденным распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 28.01.94 N 66-р, плательщиками налога являются предприятия, учреждения и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы предприятий (другие обособленные структурные подразделения), расположенные отдельно от места регистрации юридического лица, осуществляющие свою деятельность в Санкт-Петербурге и на административно-подчиненных территориях.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О сборе на нужды образовательных учреждений" от 27.09.95 N 102-15 плательщиками сбора являются юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации, филиалы и другие обособленные структурные подразделения, предприятия с иностранными инвестициями независимо от организационно-правовых форм, прошедшие регистрацию в установленном порядке и осуществляющие свою деятельность на территории Санкт-Петербурга.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О налоге с продаж" плательщиками налога с продаж признаются самостоятельно осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, их филиалы/представители и обособленные подразделения.

Таким образом, все вышеназванные нормативные акты указывают обособленные подразделения, осуществляющие свою деятельность на территории Санкт-Петербурга, в качестве самостоятельных плательщиков налогов.

Следовательно, налоговая инспекция обоснованно доначислила названные налоги и пени.

Однако при вынесении решения о привлечении АООТ "Гамма" к налоговой ответственности налоговая инспекция нарушила требования статьей 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 100 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

Из материалов дела видно, что акт проверки составлен 25.01.2000, решение налоговой инспекции вынесено 26.01.2000, а рассмотрение письменных разногласий назначено на 24.02.2000 (уведомление на листе 1 тома 2).

Пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

Учитывая, что сам налогоплательщик - юридическое лицо - находится в городе Орле, вынесение решения на следующий день после составления акта проверки без получения возражений, без извещения налогоплательщика об их рассмотрении следует признать нарушением прав налогоплательщика, а следовательно, в соответствии с пунктом 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, недействительным.

Из отзыва на иск видно, что АООТ "Гамма" изначально выдвигало указанные доводы как одно из оснований для непризнания иска. Суды первой и апелляционной инстанций не приняли эти доводы во внимание и не рассмотрели их.

Решение и постановление суда подлежат изменению. Во взыскании штрафных санкций по решению, вынесенному с нарушением требований Налогового кодекса Российской Федерации, следует отказать полностью.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 174 и пунктом 4 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 14.08.2000 и постановление апелляционной инстанции от 15.11.2000 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-10143/00 изменить.

В удовлетворении исковых требований о взыскании налоговых санкций Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга отказать полностью.

Возвратить открытому акционерному обществу "Гамма" государственную пошлину в сумме 4855 рублей 44 копейки.

     Председательствующий
Т.В.Клирикова

Судьи
Л.Л.Никитушкина
М.В.Пастухова

     Текст документа сверен по:
рассылка