• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

  
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2000 года Дело N А56-18203/00


[Суд правильно указал, что расчет 10-процентных отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды налоговой декларацией не является]   

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кузнецовой Н.Г, судей: Ломакина С.А. и Шевченко А.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - Катаевой О.С. (доверенность от 31.07.2000 N 01-05/12067), от ООО "Супер БАБИЛОН Санкт-Петербург" - Алешиной О.В. (доверенность от 21.04.99 N 26) и Певень А.А. (доверенность от 05.01.2000 N 3), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 21.08.2000 (судья Бурматова Г.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 01.11.2000 (судьи: Загараева Л.П., Астрицкая С.Т., Савицкая И.Г.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N A56-18203/00, установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Супер БАБИЛОН Санкт-Петербург" (далее - ООО "Супер БАБИЛОН Санкт-Петербург") о взыскании 100 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за непредставление налогоплательщиком в установленный срок расчета 10-процентных отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды.

Решением от 21.08.2000 в иске отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания штрафа, поскольку расчет 10-процентных отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды, не представленный налогоплательщиком в установленный срок, налоговой декларацией не является.

Постановлением апелляционной инстанции от 01.11.2000 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и удовлетворить иск, ссыпаясь на нарушение судом норм материального права.

Кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Понятие налоговой декларации дано в статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 названной статьи налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Согласно статьям 8 и 52 НК РФ налог - это обязательный платеж, взимаемый с организаций или физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и подлежащий уплате по итогам налогового периода, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Понятия "налогоплательщик", "объект налогообложения", "налоговая база", "налоговый период" и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в налоговых правоотношениях в значениях, определяемых в соответствующих статьях Налогового кодекса (пункт 3 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Понятие налоговой базы дано в статье 53 НК РФ. В пункте 1 статьи 54 НК РФ указано, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению. А согласно статье 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Как следует из подпункта "и" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, отнесены к федеральным налогам.

В соответствии с Законом РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (статьи 6, 15, 20) платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов и сверх установленных лимитов.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 29.12.94 N 79-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", которой утверждена классификация доходов бюджета Российской Федерации, платежи за пользование природными ресурсами отнесены к налоговым доходам. В них входит плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов.

В пункте 4 статьи 20 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" указано на то, что плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90% - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10% - в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.

Определение порядка исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов согласно пункту 5 статьи 20 названного Закона возложено на Правительство Российской Федерации.

Постановлением от 28.08.92 N 632 Правительство Российской Федерации утвердило "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Пунктом 5 этого постановления на Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Госналогслужбу Российской Федерации возложена обязанность утвердить нормативные документы, определяющие механизм и перечисления природопользователями платы за загрязнение окружающей природной среды и порядок направления этих средств в доход республиканского, бюджета Российской Федерации и во внебюджетные экологические фонды.

Во исполнение пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации N 632 три вышеназванных ведомства разработали и утвердили 03.03.93 за N 04-15/61-638;19;BГ-6-02/10 Порядок направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации.

Согласно второму абзацу пункта 3 этого Порядка природопользователи обязаны определить, согласовать с соответствующими органами Минприроды России на год с поквартальной разбивкой величину платы за загрязнение окружающей природной среды и до 1 февраля текущего года представить эти сведения по форме, приведенной в приложении N 1 к Порядку, в налоговый орган.

Поскольку ООО "Супер БАБИЛОН Санкт-Петербург" эти сведения представило несвоевременно, налоговая инспекция приняла решение о привлечении его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

Как правильно указал суд первой инстанции, названные сведения не являются налоговой декларацией, а представляют собой план платежей на год, составляемый предприятием ориентировочно по определенной формуле, исходя из предполагаемых объемов загрязнения.

Ошибочность позиции налогового органа подтверждается и положениями пунктов 4. 6 и 9 Порядка направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации от 03.03.93, в которых установлен налоговый период - квартал, предусмотрена обязанность природопользователей не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять расчеты фактических размеров платы за загрязнение окружающей природной среды, определены квартальные сроки перечисления платы за загрязнение окружающей среды, порядок начисления пеней за просрочку внесения платежей за соответствующий период.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда.

Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 21.08.2000 и постановление апелляционной инстанции от 01.11.2000 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-18203/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

     Председательствующий
Н.Г.Кузнецова

Судьи
С.А.Ломакин
А.В.Шевченко

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А56-18203/00
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 25 декабря 2000

Поиск в тексте