ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2001 года Дело N 3529


[Правительство РФ не вправе принимать решение о признании безнадежной задолженности по налогам и ее списании, поскольку все налоги и другие поступления с территории ЗАТО являются доходной частью его бюджета и ни при каких обстоятельствах не могут стать доходной
частью федерального бюджета]


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Кочеровой Л.И., Клириковой Т.В., при участии заместителя прокурора войсковой части 9377 Модякова Ю.С., от Совета депутатов закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области Васильева В.Г. (доверенность от 15.02.2001), Махринского В.Я. (доверенность от 15.02.2001), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокурора войсковой части 9377 на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.09.2000 по делу N 3529 (судьи Белов О.В., Кожемятова Л.Н., Потапенко Г.Я.), установил:


Прокурор войсковой части 9377 (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском о признании недействительными решений Совета депутатов закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области (далее - Совет депутатов ЗАТО) от 22.12.99 "О признании безнадежными долгов по платежам в бюджет предприятий закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области, выполняющих государственный оборонный заказ" и от 25.02.2000 "О внесении изменений в решение Совета депутатов от 22.12.99" в части признания безнадежной задолженности 75 Авторемонтного завода (далее - завод) по федеральным налогам, пеням и штрафам и их списания в размере 10903250 руб. 49 коп.


Решением от 22.09.2000 в удовлетворении исковых требований отказано.


В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.


В кассационной жалобе прокурор, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение. Суд, по мнению прокурора, неправильно применил статью 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку органом, уполномоченным признавать недоимку по федеральным налогам и сборам безнадежной и списывать ее, является Правительство Российской Федерации, а не органы местного самоуправления.


В отзыве на кассационную жалобу Совет депутатов ЗАТО просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.


В судебном заседании прокурор поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Совета депутатов ЗАТО отклонили их.


Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.


Как видно из материалов дела, рабочий поселок закрытого типа Озерный образован Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24.11.72. В соответствии с решением Малого совета Тверского областного Совета народных депутатов от 24.12.92 N 183 поселку Озерный предан статус закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО), являющегося административно - территориальной единицей. Согласно статье 12 устава ЗАТО Совет депутатов является выборным представительным органом местного самоуправления.


Советом депутатов ЗАТО 22.12.99 принято решение "О признании безнадежными долгов по платежам в бюджет предприятий ЗАТО Озерный Тверской области, выполняющих государственный оборонный заказ". Согласно этому решению задолженность завода по налогам и сборам признана безнадежной и Государственной налоговой инспекции по ЗАТО предписано произвести ее списание по состоянию на 01.01.2000. Решением Совета депутатов ЗАТО от 25.02.2000 указанное решение изменено в части указания размера задолженности - 1546363 руб. 54 коп. и определения момента ее образования - по состоянию на 20.12.99.


Правовой статус закрытого административно-территориального образования определен Законом Российской Федерации от 14.07.92 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон N 3297-1).


В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 3297-1 компетенция органов местного самоуправления ЗАТО определяется законодательством о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных указанным Законом. Статьями 130 и 132 Конституции Российской Федерации закреплены правовые основы местного самоуправления: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета.


Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ) в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета; пунктом 2 статьи 36 указанного закона установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов, в доходы которых зачисляются в том числе местные налоги, сборы и штрафы (пункт 1 статьи 36 Закона N 154-ФЗ).


В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Закона N 3297-1 в доходы бюджета закрытого административно-территориального образования зачисляются все налоги и другие поступления с его территории.


Признание задолженности по налогам, штрафам и пеням, зачисляемым в доход бюджета ЗАТО, безнадежной, и ее списание является формой распоряжения средствами бюджета.


При изложенных обстоятельствах следует признать, что решение Совета депутатов ЗАТО от 22.12.99 о признании безнадежной задолженности завода по налогам, пеням и штрафам и их списании принято в пределах компетенции органов местного самоуправления, определенной законами N 154-ФЗ и N 3297-1 и соответствует требованиям указанных нормативных актов. Размер задолженности завода по налогам, пеням и штрафам подтвержден Государственной налоговой инспекцией по ЗАТО (листы дела 7, 24).


Доводы прокурора о том, что статьей 58 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (далее - Закон N 227-ФЗ) приостановлено действие абзаца 2 пункта 1 статьи 5 Закона N 3297-1, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку оспариваемое решение Совета депутатов ЗАТО от 22.12.99 принято в период, когда действие указанной нормы еще не было приостановлено. Правомерным также является вывод суда о том, что решение Совета депутатов ЗАТО от 25.02.2000 о внесении изменений в решение от 22.12.99 в части указания размера задолженности не носит характера самостоятельного ненормативного акта органа местного самоуправления и вывод о соответствии или несоответствии решения от 25.02.2000 требованиям действующего законодательства напрямую связан с оценкой решения от 22.12.99.


Несостоятельными также являются доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом статьи 59 НК РФ, согласно которой недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а по региональным и местным налогам и сборам - органами местного самоуправления. Указанная норма должна толковаться в системной связи с положениями Закона Российской Федерации от 15.04.93 N 4807-1 "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" (далее - Закон N 4807-1), действовавшего на момент принятия решения Совета депутатов ЗАТО от 22.12.99. Статьей 4 Закона N 4807-1 закреплен принцип самостоятельности бюджетов как части бюджетной системы Российской Федерации, который обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.


Поскольку в соответствии со статьей 5 Закона N 3297-1 доходной частью бюджета ЗАТО являются все налоги и другие поступления с его территории, они ни при каких обстоятельствах не могут стать доходной частью федерального бюджета, и, соответственно, Правительство Российской Федерации не вправе принимать решение о признании безнадежной задолженности по этим налогам и ее списании.


Оспариваемые решения Совета депутатов ЗАТО приняты в соответствии с Порядком списания безнадежных долгов по налогам, сборам, пеням и штрафам предприятий ЗАТО - исполнителей государственного оборонного заказа, утвержденным постановлением главы администрации ЗАТО от 14.12.99 N 566-р.


При таких обстоятельствах следует признать, что решение суда является законным и отмене не подлежит.


На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:


решение Арбитражного суда Тверской области от 22.09.2000 по делу N 3529 оставить без изменения, а кассационную жалобу прокурора войсковой части 9377 - без удовлетворения.



      Председательствующий
М.В.Пастухова

Судьи
Л.И.Кочерова
Т.В.Клирикова

     Текст сверен по:
рассылка