• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 2001 года Дело N 424


[Согласно статье 51 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влекут отказ в государственной регистрации, исходя из этого исковые
требования прокурора о признании недействительной государственной
регистрации его устава, подлежат удовлетворению]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего - Сапоткиной Т.И., судей: Власовой М.Г. и Коняевой Е.В., при участии: прокурора - Афанасьева С.В. (удостоверение N 2680); от ГУ "Селижаровский сельский лесхоз" директора - Кузнецова Н.А. и Лейзерсона А.В. (доверенность от 19.01.2001), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокурора Тверской области на решение от 19.01.2001 (судьи Бажан О.М., Потапенко Г.Я., Рощина С.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 18.07.2001 (судьи: Орлова В.А., Жукова В.В., Кожемятова Л.Н.) Арбитражного суда Тверской области по делу N 424, установил:

Прокурор Тверской области в защиту государственных и общественных интересов обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к государственному учреждению "Селижаровский сельский лесхоз" Тверского управления сельскими лесами (далее - ГУ "Селижаровский сельский лесхоз") о признании недействительной государственной регистрации его устава от 18.02.2000 N 04-2000.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены АОЗТ "Селижаровский межлесхоз", Селижаровский лесхоз, Комитет по управлению имуществом Тверской области (далее - КУИ) Департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Тверской области (далее - департамент).

В качестве второго ответчика привлечена администрация Селижаровского района (далее администрация).

Решением от 19.01.2001 в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 16.03.2001 решение изменено: удовлетворен иск к администрации, признана недействительной регистрация устава ГУ "Селижаровский сельский лесхоз" от 18.02.2000 N 04-2000. В остальной части решение оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.04.2001 постановление апелляционной инстанции от 16.03.2001 отменено, дело передано на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

К участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (далее - Минсельхозпрод).

Постановлением апелляционной инстанции от 18.07.2001 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе прокурор просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судом статей 3, 51, 120, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации; статей 51, 53, 130 Лесного кодекса Российской Федерации; Постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.97 N 804 "О специально уполномоченных государственных органах управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов"; пунктов 1, 4, 7 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.98 N 1090; пунктов 1, 2 положения о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.98 N 173; приказа Минсельхозпрода от 30.10.98 N 634 "О задачах в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов сельскохозяйственных организаций".

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Законность и обоснованность решения и постановления проверены в кассационном порядке.

В судебном заседании прокурор подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители ГУ "Селижаровский сельский лесхоз" обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.

АОЗТ "Селижаровский межлесхоз", Селижаровский лесхоз, КУИ, департамент, администрация и Минсельхозпрод о времени и месте слушания дела извещены, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба подлежит удовлетворению.

Материалами дела подтверждается следующее.

Администрация Селижаровского района 18.02.2000 за N 04-2000 зарегистрировала устав ГУ "Селижаровский сельский лесхоз", учредителем которого является Минсельхозпрод, создавший данное учреждение на основании приказа от 04.11.98 N 7-225.

В соответствии с пунктом 0.2 устава учреждение основано на праве оперативного управления федеральной собственностью - лесным фондом в границах земель сельскохозяйственных организаций Селижаровского района Тверской области.

Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти (статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.97 N 804 "О специально уполномоченных государственных органах управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов" такими органами являются Федеральная служба лесного хозяйства России, правопредшественник Министерства природных ресурсов Российской Федерации, и Минсельхозпрод согласно Положениям о них.

Согласно пункту 4 Положения о Минсельхозпроде, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.98 N 1090, данному министерству совместно с Федеральной службой лесного хозяйства России предоставлена координирующая функция в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям.

Вывод суда апелляционной инстанции о том, что Минсельхозпрод вправе на основании своих приказов создавать государственные учреждения (лесхозы) на праве оперативного управления федеральной собственностью (лесными участками) без взаимодействия с Федеральной службой лесного хозяйства России противоречит пункту 4 положения о Минсельхозпроде и статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации, из которой следует, что специальным уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты воспроизводства природных ресурсов является Федеральный орган управления лесным хозяйством.

Согласно пункту 1 Положения о Минсельхозпроде это министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в агропромышленном комплексе и продовольственном обеспечении страны. В области же использования, охраны и защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов Минсельхозпроду России предоставлена только координирующая функция - оно является специализированным уполномоченным органом совместно с Федеральной службой лесного хозяйства в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, переданных в безвозмездное использование сельскохозяйственным организациям.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.98 N 173, эта служба является единственным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие специальные функции в области испоьзования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и ведения лесного хозяйства. Из пунктов 1 и 2 указанного положения следует, что полномочия Федеральной службы в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов не содержат никаких исключений. Следовательно, полномочия этой службы распространяются и на участки лесного фонда, переданные сельскохозяйственным организациям.

Таким образом, создав ГУ "Селижаровский сельский лесхоз" (государственное учреждение федерального уровня собственности), Минсельхозпрод наделил его властными, надзорными функциями в области использования, защиты лесного фонда, которыми не обладает сам.

Министерством юстиции Российской Федерации письмом от 16.04.99 N 2898-ВЭ отказано в государственной регистрации приказа Минсельхозпрода от 30.10.98 N 634 "О задачах в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов сельскохозяйственных организаций", поскольку он издан с превышением полномочий и противоречит действующему законодательству. В связи с этим указанный приказ не может применяться.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 Положения о Минсельхозпроде он вправе принимать решения о создании, реорганизации и ликвидации подведомственных ему государственных учреждений. Создание государственных учреждений на праве оперативного управления участками лесного фонда, переданными сельскохозяйственным организациям, носит не ведомственный, а межведомственный характер.

Согласно статье 130 Лесного кодекса Российской Федерации участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, передаются им в безвозмездное пользование. В соответствии со статьей 36 указанного кодекса по договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до сорока девяти лет. Следовательно, Лесным кодексом предусмотрена передача участков лесного фонда сельскохозяйственным организациям в установленном порядке. В материалах дела не имеегся доказательств, подтверждающих передачу участков лесного фонда Селижаровского района в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям.

Федеральная служба лесного хозяйства Российской Федерации, а позднее и Министерство природных ресурсов Российской Федерации в письмах от 22.12.99 N БФ-1-17-2/93, от 21.04.99 N МГ-2-17/120, от 16.04.99 N 2898-ВЭ, от 21.06.2001 N ЮК-29/4615 выразили свое несогласие с созданием Минсельхозпродом государственных учреждений по управлению лесным фондом.

Создавая ГУ "Селижаровский сельский лесхоз", Минсельхозпрод превысил предоставленные ему Правительством Российской Федерации полномочия и нарушил статьи 120, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 51 и 53 Лесного кодекса Российской Федерации и постановление Правительства Российской Федерации от 03.07.97 N 804.

Согласно статье 51 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влекут отказ в государственной регистрации.

При изложенных обстоятельствах решение и постановление подлежат отмене, а исковые требования прокурора - удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 175, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 19.01.2001 и постановление апелляционной инстанции от 18.07.2001 Арбитражного суда Тверской области по делу N 424 отменить.

Признать недействительной государственную регистрацию устава государственного учреждения "Селижаровский сельский лесхоз" от 18.02.2000 N 04-2000.

     Председательствующий
Т.И.Сапоткина

Судьи
М.Г.Власова
Е.В.Коняева

     Текст документа сверен по:

     рассылка

Номер документа: 424
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 17 сентября 2001

Поиск в тексте