ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2001 года Дело N А56-15880/01


[Поскольку сроки сдачи расчетов Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ не установлены, а Инструкция ФСС РФ по смыслу пункта 1 ст.1 НК РФ не относится к законодательству о налогах и сборах, кассационная инстанция считает, что нарушение срока подачи декларации, установленного Инструкцией ФСС, не влечет применения ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Закордонской Е.П., судей: Бухарцева С.Н., Хохлова Д.В., при участии: от Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Лебедевой Н.В., доверенность от 17.01.2001 N 28, Филистович О.В., доверенность от 17.10.2001 N 167, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2001 по делу N А56-15880/01, судья Загараева Л.П., установил:

Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу с ограниченной ответственностью "Владимир" (далее - товарищество) о взыскании задолженности в сумме 200 руб.

Решением от 04.09.2001 в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ФСС, указывая на неправильное применение судом норм материального права - положений статей 80, 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит решение суда от 17.05.2001 и постановление апелляционной инстанции от 27.08.2001 отменить. По мнению ФСС, расчетная ведомость по форме 4 - ФСС РФ является налоговой декларацией, за непредставление которой наступает ответственность по статье 119 НК РФ.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела, ФСС проведена камеральная налоговая проверка товарищества по вопросу своевременности предоставления расчетной ведомости по Ф-4 ФСС РФ за III и IV кварталы 2000 года, которой обнаружено, что расчетные ведомости предоставлены 01.02.2001 - с нарушением сроков. По результатам которой составлен акт камеральной проверки от 01.02.2001 N 1857-К и принято решение о привлечении к ответственности от 16.02.2001 N 1857-К/1 в виде штрафа в размере по 100 руб. за каждую ведомость на общую сумму 200 руб. по пункту 1 статьи 119 НК РФ. В решении указан срок для добровольной уплаты штрафа до 26.02.2001.

В добровольном порядке штраф уплачен не был.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.98 N 125-ФЗ страхователь обязан вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме.

Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.99 N 165-ФЗ страховщики имеют право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пени и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением ФСС РФ от 15.11.99 N 71 "Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ)" утверждена форма составления расчетной ведомости, в которой указываются такие показатели, как численность работающих и выплаты в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы, сведения о плательщиках единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, расчеты по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.д.

Пунктом 13 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, предусмотрено, что страхователи ежеквартально составляют отчетность по средствам на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме, утверждаемой страховщиком, и представляют ее страховщику в установленный им срок.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 5.3 постановления от 02.10.98 "Об утверждении инструкции о порядке начисления и уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования" страхователи ежеквартально составляют в двух экземплярах "Расчетную ведомость по средствам фонда государственного социального страхования" (форма N 4-ФСС РФ), утверждаемую фондом, и не позднее 15 числа следующего за отчетным кварталом месяца представляют в исполнительный орган фонда, в котором они зарегистрированы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Пунктом 9 указанной статьи установлено, что правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются также на порядок декларирования данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой налогов и сборов, поступающих в эти фонды, разрабатывают формы и порядок заполнения налоговых деклараций.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что содержание расчетной ведомости по форме 4 ФСС РФ соответствует требованиям, предъявляемым к налоговой декларации НК РФ, а расчетные ведомости подлежат представлению в органы ФСС РФ.

Вместе с тем следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 4 НК РФ государственные внебюджетные фонды не могут издавать нормативные правовые акты, изменяющие или дополняющие законодательство о налогах и сборах.

Пунктом 6 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из НК Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Поскольку сроки сдачи расчетов Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ не установлены, а Инструкция ФСС Российской Федерации по смыслу пункта 1 статьи 1 НК РФ не относится к законодательству о налогах и сборах, кассационная инстанция считает, что нарушение срока подачи декларации (расчета), установленного Инструкцией ФСС Российской Федерации, не влечет применения ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2001 по делу N А56-15880/01, оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

     Председательствующий
Е.П.Закордонская

Судьи
С.Н.Бухарцев
Д.В.Хохлов

Текст документа сверен по:

рассылка