ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 декабря 2001 года Дело N А56-17509/01


[Принимая во внимание, что истец налог на пользователей автомобильных дорог перечислял в территориальный дорожный фонд с нарушением сроков, установленных пунктом 10 Порядка, налоговая инспекция правомерно начислила пени за несвоевременную уплату названного налога и направила налогоплательщику требование добровольно уплатить пени]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кочеровой Л.И., судей Клириковой Т.В., Пастуховой М.В., при участии: от закрытого акционерного общества "Гигровата - Санкт-Петербург" - Ивановой В.И. (доверенность от 05.01.2001 N 35/01-4), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области на решение от 06.08.2001 (судьи: Демина И.Е, Исаева И.А., Звонарева Ю.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 10.10.2001 (судьи: Королева Т.В., Савицкая И.Г., Зайцева Е.К.) Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-17509/01, установил:

Закрытое акционерное общество "Гигровата - Санкт-Петербург" (далее - ЗАО "Гигровата - СПб) обратилось в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 08.06.2001 N 3000 о взыскании 177637 руб. пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд.

Решением суда от 06.08.2001 иск удовлетворен. Суд посчитал, что законодательством не установлен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд.

Постановлением апелляционной инстанции от 10.10.2001 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление суда и отказать ЗАО "Гигровата - СПб" в иске.

Представитель налоговой инспекции, извещенной надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена без его участия.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция считает, что решение и постановление суда подлежат отмене, а исковые требования ЗАО "Гигровата - СПб" - отклонению по следующим основаниям.

Согласно подпункту "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог является федеральным. Статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" предусмотрено, что сумма налога на пользователей автомобильных дорог, подлежащая внесению в федеральный и территориальный дорожные фонды, определяется в процентах от налогооблагаемой базы - выручки, полученной налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период. Следовательно, нет оснований полагать, что сроки уплаты федерального налога на пользователей автомобильных дорог различны в зависимости от того в какой фонд (федеральный или территориальный) этот налог направляется налогоплательщиком при его уплате.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон) порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом. Согласно Закону, в редакции, действовавшей ранее, порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации определялся Верховным Советом Российской Федерации. Такой порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации был разработан Верховным Советом Российской Федерации.

Согласно пункту 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 (далее - Порядок), предприятия, объединения, организации, предприниматели и граждане перечисляют установленный Законом налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.

Таким образом, кассационная инстанция считает, что срок уплаты федерального налога на пользователей автомобильных дорог как в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, так и в территориальный дорожный фонд одинаков и установлен пунктом 10 Порядка, а следовательно, должен был соблюдаться налогоплательщиком при уплате названного налога в территориальный дорожный фонд.

Аналогичное требование содержится в пунктах 24 и 24.1 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", а также в Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59, согласно которым сумма налога на пользователей автомобильных дорог определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с положениями названных Инструкций. Уплата налога производится ежемесячно на основании данных бухгалтерского учета, относящихся к реализации продукции (работ и услуг) и продажи товаров за истекший месяц, до 15 числа следующего месяца. Названные Инструкции не признаны в установленном порядке недействительными. Соответствие Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59 налоговому законодательству подтверждено Федеральным арбитражным судом Московского округа (постановление от 15.08.2001 N КА-А40/4190-01).

Положениями статей 45 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах и пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.

Принимая во внимание, что ЗАО "Гигровата - СПб" налог на пользователей автомобильных дорог перечисляло в территориальный дорожный фонд с нарушением сроков, установленных пунктом 10 Порядка, налоговая инспекция правомерно начислила пени за несвоевременную уплату названного налога и направила налогоплательщику требование от 08.06.2001 N 3000, предложив добровольно уплатить в бюджет 177637 руб. пеней.

При таких обстоятельствах, кассационная инстанция считает, что у судов первой и апелляционной инстанций не было правовых оснований для признания недействительным требования налогового органа от 08.06.2001 N 3000 и удовлетворения иска ЗАО "Гигровата - СПб".

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 06.08.2001 и постановление апелляционной инстанции от 10.10.2001 Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-17509/01 отменить.

В иске закрытому акционерному обществу "Гигровата - Санкт-Петербург" отказать.

Взыскать с расчетного счета закрытого акционерного общества "Гигровата -Санкт-Петербург" в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

     Председательствующий
Л.И.Кочерова

Судьи
Т.В.Клирикова
М.В.Пастухова

     Текст документа сверен по:

рассылка