ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2001 года Дело N А56-23008/01
[Получив требование об уплате пеней, которое не отвечает требованиям закона, ответчик лишен возможности судить о законности предъявленного ему требования и принять по нему соответствующее решение, при таких обстоятельствах вывод суда о законности оспариваемого требования является ошибочным]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Почечуева И.П., судей Бухарцева С.Н. и Ветошкиной О.В., при участии: от ОАО "Ижорские заводы" - Шабанова А.А. (дов. от 26.12.2000 N 810.3), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ижорские заводы" на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.09.2001 по делу N А56-23008/01 (судьи: Никитушева М.Г., Звонарева Ю.Н., Исаева И.А.), установил:
Открытое акционерное общество "Ижорские заводы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным требования Инспекции межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 14.05.2001 N 08-32/451 в части уплаты 6167096 рублей пеней за просрочку перечисления в федеральный бюджет налога на пользователей автомобильных дорог.
Решением арбитражного суда от 25.09.2001 в иске отказано.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Общество просит отменить как незаконное решение от 25.09.2001 и удовлетворить иск. Как указано в жалобе, суд не принял во внимание отсутствие у Общества задолженности перед федеральным бюджетом по налогу на пользователей автомобильных дорог и не дал этому обстоятельству правовой оценки.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Жалоба рассмотрена без участия представителя налоговой инспекции, надлежаще извещенной о времени и месте заседания суда.
Проверив законность решения от 25.09.2001 в кассационном порядке, суд считает его надлежащим отмене, а иск - удовлетворению.
Из материалов дела следует, что оспариваемым требованием Обществу предложено в срок до 17.05.2001 уплатить в федеральный бюджет 6167096 рублей пеней, начисленных за период с 01.03.2001 по 30.04.2001 за просрочку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.
Пени за просрочку уплаты налога подлежат уплате в тот же бюджет, что и налог.
Материалами дела подтверждается и налоговой инспекцией не оспаривается, что задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог перед федеральным бюджетом у Общества отсутствует. Имеется задолженность по уплате данного налога в территориальный дорожный фонд.
С 01.01.2001 вступил в силу Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". Статьей 4 названного закона внесены изменения в пункт 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", согласно которым сумма налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов Российской Федерации. Статьей 5 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ предусмотрено, что Закон Российской Федерации от 18.10.91 N 1791-1 утрачивает силу с 01.01.2003. То есть с 01.01.2001 до 01.01.2003 пункт 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1791-1 действует в редакции статьи 4 Федерального закона от 05.08.2001 N 118-ФЗ.
Следовательно, указание в требовании на уплату пеней, начисленных за период с 01.03.2001 по 30.04.2001, в федеральный бюджет является незаконным.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах. При этом во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В требовании от 14.05.2001 N 08-32/451 не указаны сумма задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог, фонд, перед которым имеется такая задолженность по налогу (федеральным или территориальным), срок его уплаты, а также подробные данные об основаниях взимания пеней и их расчет.
Получив требования об уплате пеней, которое не отвечает требованиям закона, ответчик лишен возможности судить о законности предъявленного ему требования и принять по нему соответствующее решение.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о законности оспариваемого требования является ошибочным, в связи с чем решение от 25.09.2001 подлежит отмене, а иск - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.09.2001 по делу N А56-23008/01 отменить.
Признать недействительным требование Инспекции межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Санкт-Петербургу от 14.05.2001 N 08-31/451 в части уплаты 6167096 рублей пеней за просрочку перечисления в федеральный бюджет налога на пользователей автомобильных дорог.
Возвратить открытому акционерному обществу "Ижорские заводы" из федерального бюджета 1500 рублей госпошлины, уплаченной при подаче иска и кассационной жалобы.
Председательствующий
И.П.Почечуев
Судьи
С.Н.Бухарцев
О.В.Ветошкина
Текст документа сверен по:
рассылка