ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2001 года Дело N А56-19837/01

[Специальный транзитный валютный счет не является самостоятельным предметом договора банковского счета, его правовым режимом не предусмотрено осуществление операций по
уплате и взысканию налогов, поэтому указанный счет не подпадает под признаки счета,
указанные в ст.11 НК РФ, и у налогоплательщика отсутствует обязанность
сообщать в налоговый орган о закрытии названного счета]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Ломакина С.А., судей Абакумовой И.Д.., Кузнецовой Н.Г., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области - Обмоловой Н.К. (доверенность от 03.08.2001 N 13350), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2001 по делу N А56-19837/01 (судья Блинова Л.В.), установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Антекс+" (далее - общество) о взыскании 35000 рублей штрафа по статье 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несообщение налоговому органу информации о закрытии расчетного, двух текущих валютных, двух транзитных валютных и двух специальных транзитных валютных счетов.

Решением суда от 11.09.2001 исковые требования удовлетворены частично, с общества взыскано 15000 рублей штрафа за несообщение налоговому органу сведений о закрытии расчетного и двух текущих валютных счетов. В остальной части в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права. По мнению истца, транзитный валютный и специальный транзитный валютный счета отвечают всем признакам счета, указанным в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации, и за нарушение срока представления информации об их закрытии наступает ответственность по статье 118 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ответчик о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 15.01.2001 обществом закрыты расчетный, два текущих валютных, два транзитных валютных и два специальных транзитных валютных счета в ОАО "Петроаэробанк".

О закрытии счетов банк известил налоговую инспекцию 19.01.2001.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета о закрытии счетов.

Соответствующее сообщение ответчиком в установленный срок не представлено.

Налоговой инспекцией составлен протокол о налоговом правонарушении от 04.06.2001 N 154 и вынесено решение от 13.06.2001 о привлечении общества к ответственности по статье 118 НК РФ в сумме 35000 руб.

Поскольку штраф не уплачен в добровольном порядке, налоговая инспекция 12.07.2001 обратилась в суд с иском о его взыскании.

Согласно статье 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного названным кодексом срока представления в налоговый орган информации о закрытии счета влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

В пункте 2 статьи 11 НК РФ определено понятие счета, согласно которому счета (счет) - это расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, к понятию "счет", используемому в Налоговом кодексе Российской Федерации применяются три требования, а именно: наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке; возможность зачисления на счет денежных средств; возможность расходования денежных средств со счета.

В соответствии с пунктом 1.3 Указания Центрального банка России от 20.10.98 N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами-резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Указание N 383-У) специальный транзитный валютный счет - это счет, открываемый уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи.

На специальный транзитный валютный счет зачисляются поступления в иностранной валюте в пользу резидента. Списание иностранной валюты со специального транзитного валютного счета резидента допускается только в случаях и в порядке, установленных Указанием N 383-У (пункт 4 Указания N 383-У).

Следовательно, специальный транзитный валютный счет открывается резиденту банком без заключения договора банковского счета в одностороннем порядке в целях осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства. Открытие специального транзитного валютного счета является обязательным в силу императивных требований банковского и валютного законодательства и не зависит от волеизъявления налогоплательщика.

Специальный транзитный валютный счет открывается одновременно с текущим валютным счетом и не является самостоятельным предметом договора банковского счета. Правовым режимом указанного счета, установленным Указанием N 383-У, не предусмотрено осуществление операций по уплате и взысканию налогов.

Поскольку специальный транзитный счет не подпадает под признаки счета, указанные в статье 11 НК РФ, у налогоплательщика отсутствует обязанность сообщать в налоговый орган о закрытии названного счета.

Что касается транзитных валютных счетов, в соответствии с инструкцией о порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, утвержденной приказом Центрального банка Российской Федерации от 29.06.92 N 7, данные счета открываются одновременно с текущими валютными счетами на основании договоров банковского счета, на них зачисляются и с них расходуются денежные средства.

Таким образом, транзитные валютные счета отвечают всем признакам счета, указанным в статье 11 НК Российской Федерации. В связи с этим кассационная жалоба подлежит удовлетворению в части, касающейся взыскания с общества штрафов по статье 118 НК РФ за нарушение срока представления в налоговый орган информации о закрытии двух транзитных валютных счетов.

Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2001 по делу N А56-19837/01 отменить в части.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Антекс+" 10000 рублей штрафа за нарушение срока представления информации о закрытии двух транзитных валютных счетов.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Довзыскать с общества с ограниченной ответственностью "Антекс+" 321 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и взыскать 250 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

     Председательствующий
С.А.Ломакин

Судьи
И.Д.Абакумова
Н.Г.Кузнецова

     Текст документа сверен по:

рассылка